Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Что может получиться из кадета, которого обижали все однокурсники

Один мальчишка очень хотел стать офицером. Беда заключалась в том, что родители у него, хоть и были благородного происхождения, были людьми небогатыми. Да и знатных и успешных знакомых, которых можно было попросить о помощи, у семьи тоже не было. Поэтому на то, чтобы добиться приема мальчика в артиллерийский кадетский корпус пришлось потратить полгода, которые они с отцом прожили в столице впроголодь, порой, самым натуральным образом побираясь.

Но в итоге судьба-злодейка сжалилась над мальчиком и его таки приняли учиться. В кадетском корпусе к мальчику тоже отнеслись не лучшим образом. Чтобы получить хорошую, новую форму по размеру, надо было сделать подарок. Подарки мальчику делать было не из чего и нечего – денег у него не водилось, богатств тоже. Поэтому форму ему выдали старую и не по размеру. Что, само собой, ему совершенно не добавило популярности, среди тех, кто оказался с ним в одном классе.

Над мальчиком смеялись, с ним постоянно устраивали злые шутки, а порой просто избивали. С ним никто не хотел дружить. С ним никто не делился вкусностями, которые присылали из дома. А самому ему поделиться было нечем – ему не присылали ничего, у родителей такой возможности не было.

Мальчик быстро понял, что вся его надежда – только отличная учеба. В буквальном смысле лучше всех. И еще отличное поведение и исполнительность – какое бы поручение ему не дали, он исполнял его точно и в срок. Он не владел французским языком, но через несколько месяцев уже сносно говорил на нем, хоть и с тверским акцентом.

Отличная учеба еще больше увеличила нелюбовь к мальчику со стороны однокашников. Но зато исполнительного и толкового кадета стали ценить офицеры. И мальчик стал капралом. Потом сержантом. Ему стали доверять следить за порядком среди кадет.

К этому моменту мальчик был уже прилично озлоблен на своих однокашников и открывшимися возможностями воспользовался в полной мере. Только мстил он не тем, кто его обижал. А вообще всем – третировал, гонял, избивал. Благодарные однокурсники сбросили на него, когда он шел по лестнице камень. Но промазали. Само собой, взаимной любви это не добавило.

Мальчик вырос в юношу. Он получил офицерский чин и его оставили в артиллерийском кадетском корпусе в качестве преподавателя. Но выросшего мальчика все равно не любили, потому что он все так же оставался незнатным дворянчиком, исполнительным и незаменимым служакой, искавшим возможности продвинуться по службе.

Но в итоге его задвинули – отправили служить за полсотни километров от столицы к одному очень знатному человеку, которого тоже не очень-то любили и старательно задвигали в самый дальний угол, как очень мешающую и докучливую вещь.

И может быть, пойти судьба по-другому, мы бы никогда не узнали об этом молодом человеке. Он бы дослужился до майора или даже до полковника, а потом вышел в отставку, как мечтал его отец, отставной поручик. Но перед очень знатным человеком, у которого он служил, неожиданно открылось окно возможностей: его маменька неожиданно преставилась, не оставив распоряжений по поводу наследства. И планы маменьки оставить сына без наследства и передать все сразу внуку пошли прахом.

Очень знатный человек взлетел на недосягаемую высоту – 7 ноября 1796 года Павел Петрович стал российским императором Павлом I.

А полковник Аракчеев, ставший к тому моменту комендантом в имении Павла Петровича Гатчине – был назначен комендантом Петербурга. Потом он стал генералом, инспектором всей артиллерии, военным министром.

-2

Он отыгрался за свои юношеские обиды не на конкретных обидчиках. А на всех. Недаром в истории государства Российского время, которое он провел у руля русской армии назовут «аракчеевщиной». И совсем не в уважительном тоне.

Но вместе с тем нельзя забывать, что он потратил огромные силы, чтобы привести в порядок, упорядочить и усилить русскую артиллерию. И это сыграет очень важную роль в грозу Двенадцатого года. А еще – откажется от звания фельдмаршала, откажется от вручения ему нескольких орденов, в том числе от ордена Андрея Первозванного. И вишенкой на торте станут бриллианты, которые он аккуратно вынул из подаренного ему портрета Александра I и сдал в казну, оставив себе только сам портрет.

-3

Как и все великие люди, Аракчеев был неоднозначен. В истории он остался в основном со знаком минус. Но тут важно вспомнить Пушкина, который в молодости написал на Аракчеева злую эпиграмму. А потом, став умудренным жизнью отцом семейства, государственником и придворным историографом, через месяц после того, как Аракчеева не стало в письме написал:

«Аракчеев умер. Об этом во всей России жалею я один. Не удалось с ним свидеться и наговориться…»

--------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.