1) Народное язычество. Он распространен в сельской местности и представляет собой набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магические эффекты) (сглаз, инвалидность, осуждение) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире, будь то ислам или православие. , но также может быть включен как органический компонент в местный этнический культ
2) Этническое язычество. Политеистические культы с глубокими историческими корнями. Их отличительная черта - автохтонность и целостность мировоззрения. Таковы, например, шаманские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Представители этих народов, практикующие их сегодня, несомненно, включают в себя элементы реконструкции, но, очевидно, в меньшей степени, чем славянские нативисты.
3) Экологическое язычество. Организации, принадлежащие к этой ветви, характеризуются оккультным, синкретическим, квазиэтническим политеистическим мировоззрением с идеологией экологии. К ним относятся общины, принадлежащие к «Кругу языческих традиций».
4) Националистические тенденции. Включает религиозные и политические организации, которые имеют синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией национализма: «Союз славянских общин», «Древняя православная церковь Англии», «Партия духовного ведического социализма», «Русское национально-освободительное движение». «Лейбористская партия России», «Движение« Власть Богу »» генерала Петрова, «Союз творцов Святой Руси» Леонида Маслова и другие.
5) Молодежная массовая культура. Проводником неоязычества является рок-музыка, пропагандирующая национализм, расизм, культ власти и откровенный сатанизм. Появились стили, изначально связанные с оккультизмом, такие как окружение, электронная темная волна, транс-музыка.
6) «Авторские» неоязыческие культы , такие как «Кедровое кольцо России» (Анастасия), «Тропа Троянова» (также известная как «Академия самопознания») Александра Шевцова, привлекающие людей с «возрождение» народных промыслов, педагогический культ «Щецинская школа», «Бажовцы», «ДЭИР» и другие.
7) «Исцеление» неоязыческих культов , самым известным (но далеко не единственным) из которых является культ Порфирия Иванова.
8) Псевдоиндуистские и псевдобуддийские культы.
Статистика
По статистике, составленной Фондом общественного мнения совместно с исследовательской службой Среды в рамках проекта Арена (Атлас религий и национальностей России), представленного 16 января 2013 года, язычники (исповедую традиционную религию своих предков, Я поклоняюсь богам и силам природы ») 1,5% россиян идентифицировали себя. Но следует подчеркнуть, что в это число входят только представители нативистского крыла неоязычества, с которым далеко не весь феномен неоязычества. измученный.
Людей, активно участвующих в группах и ритуалах, относительно немного - несколько тысяч человек. Однако людей, симпатизирующих неолингвистическим культам, значительно больше, тех, кто идентифицирует себя с язычеством без серьезной идеологической позиции и иногда использует соответствующие атрибуты, - значительно больше (по крайней мере, сотни тысяч человек).
Основные причины распространения неоязычества
1) Интерес к национальной культуре в сочетании с поверхностным образованием.На фоне тенденции к стиранию национальных различий и формированию космополитической массовой культуры возникает движение за возвращение, признаком которого является интерес к «этническим», к «национальным мотивам». Распространению подобных представлений способствует также появление на телеэкранах исторически сомнительных художественных фильмов и программ («Детство Ратибора», «Первичная Русь» и др.). Ярким примером пропаганды неоязычества на большом экране является современный художественный фильм «Евпатий Коловрат». Это дехристианизированный пересказ «Сказания о развалинах Рязани Батыя» о событиях 1237 года. По задумке режиссера, герцог Евпатий, погибший в неравном бою с монголами, предстает в героическом образе могущественного язычника (на самом деле он был православным христианином).
2) Политизация неоязычества. Неспособность создать влиятельную социальную силу, основанную на православии, заставляет людей с национальным складом ума искать основу для политической активности в других идеях. Их интерес к неоязычеству основан на тезисе о том, что христианство - это заимствованная, а также «еврейская» религия, нанесшая удар по духовной культуре Древней Руси. Многие люди предпочитают язычество Православию в силу того, что являются последовательными националистами и антисемитами.
3) Тесная связь неоязычества с оккультизмом, магией и «народной медициной». Послания астрологов, советы «русских волшебников», «русских народных целителей» пользуются огромной популярностью в массах.
4) Противостояние этике нового языка христианским заповедям. Обличение христианства как предполагаемой религии рабов, суть которой «в учении о греховности человека, необходимости смирения и страхе перед Богом». Само выражение «раб Божий», по мнению нативистов, унижает человека; их называют «внуками Бога».
5) Растущему интересу к неоязычеству способствует широко распространенный культ физической силы и красоты человеческого тела. Как результат - изобретение «Древнерусской битвы». Создатель древней, но забытой «славяно-горицкой борьбы», которую якобы открыл им, Александр Белов (Селидор) не только тренер, но и автор ряда программных статей о русском новом языке, он является лидером организации «Русское военное сословие».
6) Экологические проблемы. По мнению идеологов неоязычества, причины экологического кризиса связаны с христианской идеей господства над природой. В связи с этим предлагается пересмотреть христианские верования и заменить их язычеством, в основе которого лежит поклонение природе.