Найти в Дзене
Завуч в теме

"Никуда не денетесь, в 10 класс возьмете". Объясняю беспочвенность такого рассуждения родителей

Оглавление

Все свои статьи я стараюсь начинать с реальных ситуаций, чтобы продемонстрировать основную мысль материала.

Ситуация

Закончены экзамены в 9 классе, выданы аттестаты. На стенде у входа в школу вывешен рейтинг поступления в 10 класс. Толпятся дети и родители. Подхожу ближе. Ко мне подскакивает разъяренная мама Егора. И злобным голосом, чуть ли не кричит: «Думаете, избавились? Ничего подобного! Куда вы денетесь – возьмете нас в 10 класс как миленькие!» С улыбкой отвечаю: «А вот и не возьмем!», огибаю женщину и прохожу в школу.

Фото из интернета
Фото из интернета

А теперь – пошагово

Такая уверенность пришла не сразу. Мы работаем в этом направлении несколько лет. Подготовлены все нормативные акты. 2 года назад уже была подобная ситуация, нас проверяла прокуратура по жалобе родительницы. Еще двое жаловались в управление образования. Для родителей – увы и ах, но мы оказались чисты перед законом. Нами были представлены следующие документы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ч.1, ст.61 подробно описывает отчисление ребенка из школы в связи с получением образования. Часть 5 ст.67 этого же закона регламентирует право образовательной организации организовывать индивидуальный отбор при приеме учащихся в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов.
  2. В каждой области есть законы, тоже регламентирующие право школ на индивидуальный отбор. У нас, в Воронежской области это закон Воронежской области № 66-ОЗ от 22.05.2014 г. «О случаях и порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения».
  3. Школьное «Положение о порядке и формах организации индивидуального отбора, при приеме обучающихся в образовательное учреждение для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения в рамках ОО»
  4. Ведомости ознакомления с Порядком проведения отбора в 10-е профильные классы, где родители ставят свою подпись. Таких ведомостей у меня было целых две. Одно собрание с разъяснениями я проводила в сентябре, второе – в январе. Особое внимание уделяла вопросу о том, что в рейтинге будут участвовать только профильные предметы. Например, собрались в физ-мат класс – на экзаменах сдаете физику и информатику. Соответственно, на хим-био хотите – сдаете биологию и химию. Нельзя сдать английский язык с географией, а потом претендовать в физико-математический класс. В этом году вместо результатов экзаменов по выбору мы использовали результаты контрольных работ по предметам по выбору.
  5. Анкеты родителей и учащихся с указанием предполагаемого профиля обучении, с подписью родителя и учащегося, соответственно. В анкетах, кроме пунктов о выборе предметов для профильного или углубленного изучения предметов, был пункт, предлагающий внести свои корректировки. Например – формирование общеобразовательного класса. Ни один из родителей или учеников такой класс не выбрал.
  6. Рейтинг индивидуальных учебных достижений учащихся. В рейтинге хорошо видно, каков проходной на разные профили обучения, и какое место в рейтинге занимает конкретный ученик. Как выглядит рейтинг
Скриншот нашего документа. В этом году результаты экзамена заменили результатом контрольной работы
Скриншот нашего документа. В этом году результаты экзамена заменили результатом контрольной работы

7. Приказ о назначении комиссии по приему учащихся в профильный 10 класс.

8. Протокол заседания комиссии по вопросу зачисления Егора К. в профильный 10класс, с указанием причин отказа. Причинами отказа были сведения классного руководителя о количестве пропусков; данные учителей математики и русского языка о количестве неудовлетворительных оценок в течение учебного года и несколько слов о частом отсутствии домашних заданий.

9. Пояснительная записка замдиректора школы по УВР , то есть – моя. В ней я подробно описала всю процедуру проведения отбора.

Всем троим ученикам в вышестоящих инстанциях было отказано.

В этом году добавилось еще 2 документа в помощь школе

Это «Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2021 г. N 04-17 Об особенностях проведения экзаменационной кампании 2021 г.». В нем черным по белому написано: «Вместе с тем в соответствии с частью 5 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.» (источник - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400402935/ )

И, самое главное, «Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 39-П "по делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина" В постановлении – отказ родителям в части требований по приему их дочери в 10 профильный класс. (источник - https://rg.ru/2020/08/07/obrazovanie-sud-dok.html)

Вывод.

Родители! Заставляйте учиться своих детей! Пусть возьмутся за ум хотя бы в девятом классе и постараются подтянуть успеваемость. Не надо надеяться, что вам удастся «отдрессировать» школу в очередной раз!

Надеюсь, мои материалы были полезны. Поддержите автора лайком или подпиской на мой канал "Завуч в теме". Здесь я честно рассказываю о том, что происходит в современной школе.