Найти в Дзене
Ваш Дефектолог

Дефектолог против мифов: Мифы о ЗПР

Оглавление

В настоящее все больше родителей слышат фразу от врачей, что у вашего ребенка задержка психического развития, или сокращенно ЗПР. Давайте разбираться какие мифы ходят вокруг детей с задержкой. Сразу отмечу, что их не так много, как я выделила и раскрыла в статье про детей с аутистическими расстройствами, но они тоже есть.

-2

Самое опасное заблуждение для родителей, что ЗПР - это не так серьезно. Давайте сначала я постараюсь вам объяснить, что такое ЗПР и вообще, какие виды этих задержек бывают простым языком. А для некоторых будет даже открытием, что здесь есть еще и свои виды.

В 1959 году великий психиатр Груня Ефимовна Сухарева предложила термин ЗПР. И под этим понимается, что все психические функции (память, внимание, мышление, речь, эмоциональная сфера) отстают в развитии от общепринятых сроков.

А примерно через 20 лет Клара Самойловна Лебединская (психиатр, дефектолог) создала классификацию задержек:

1. Церебрально-органическая задержка.

Самая часто встречающаяся форма на данный момент. Возникает из-за повреждений мозга ребенка во время беременности или родов. Открыв медицинскую карту такого ребенка, вы всегда увидите в выписке из роддома слова - ЦИП ГНС, ГГП ЦНС. Т.е. все связи в головном мозге у такого ребенка нарушены! Он особенно нуждается в помощи специалистов - неврологов, дефектологов, логопедов.

2. Соматогенная задержка.

Связана с частыми болезнями ребенка, его нахождением в медицинском учреждении и т.д. Такие дети испытывают огромные трудности в адаптации, поэтому благоприятным для них будет коррекционный детский сад, либо инклюзивная группа с малым количеством детей.

3. Психогенная задержка.

Связана с неблагоприятными условиями воспитания. Сюда относятся гиперопека, гипоопека, безнадзорность. При хорошей помощи педагога такие детки могут преодолеть задержку и в простом массовом детском саду.

4. Конституциональная задержка.

Связана с медленным созреванием нервной системы. Такие детки даже по телосложению отличаются от сверстников: они меньше по росту, весу, неуклюжи. Для их развития главное - игровая форма работы. К 8 летнему возрасту такие дети обычно достигают уровня одноклассников.

Фух, самое сложное позади. Видите, самое главное, не пускать все на самотек. Задержка бывает разная и не надо относиться к этим словам халатно. Каждая форма требует определенной педагогической помощи, притом специальной помощи, просто в разных объемах.

-3

Ох уж это желание видеть ребенка «нормальным». Про это желание мне очень хочется написать отдельно!

Никто не может гарантировать, что в массовом детском саду ребенок возместит все свои задержки. А учитывая сейчас наполняемость массового детского сада, можно сказать, что это даже невозможно. При количестве в 40 детей одному ребенку с задержкой будут давать математику по специальной программе? Вряд ли..

Так что обычная картинка, которую всегда можно увидеть - это как ребенок сидит в уголке и играет сам с собой...

-4

Тактика ожидания всегда вредит ребенку, тем более с задержкой развития. Чем дольше мы ждем, тем сложнее будет добиться результатов.

Сюда же и относится проблема ранней задержки речи. Сколько молодых мам услышали от своих свекровей: "Мой мальчик тоже заговорил в 3 года, ничего страшного, просто подождем…" Страшно, что такое можно услышать и от врачей, которые говорят: "Ждите, само появится"

А вот не появится! Что тогда? Упущенное время невозможно возместить!

Если есть какие-то задержки, то бегом к дефектологам, логопедам и грамотным неврологам!

-5

Как бы не старались специалисты в детском саду, к сожалению, этого не достаточно. Невероятно важна для деток с ЗПР работа родителей, закрепление пройденного дома, только совместная работа даст нужный результат. А зачем это надо, и как правильно выполнять домашние задания можно почитать тут.

С любовью, Ваш Дефектолог!