Найти в Дзене
Просто культура

Почему машина пропаганды Третьего Рейха была настолько эффективна? Нет, причина — не радио, а комплексный подход

Оглавление

В советское время было принято списывать успехи немецкой агитмашины в годы ВОВ то на радио в каждом доме, то на Геббельса. Но это, как минимум, нелогично: радио уже было везде, даже в СССР (пусть и не личное, а через систему общественных репродукторов), а Геббельс не мог разорваться натрое.

Радио имелось даже у нас, пусть и в ином виде, так что считать его каким-то уникальным достижением не стоит.
Радио имелось даже у нас, пусть и в ином виде, так что считать его каким-то уникальным достижением не стоит.

В чем же тогда причина такого невероятного успеха? Для того, чтобы это понять — придется отправиться во времена ДО прихода наци к власти, ибо система их пропаганды практически не менялась с первых до последних дней (и да, они пришли к власти во многом именно из-за пропагандистских инноваций).

  • Адресность. Пропаганда обращалась не только к «народным массам», а к каждому немецкому гражданину. Иногда даже буквально.
  • Комплексность. На пропаганду должно было работать всё. То есть буквально всё. СМИ, символика, «образ члена НСДАП», даже архитектура и военная форма — всё это проектировалось если и не «специально для», то как минимум с учетом идей постоянного внушения пафоса, гордости и превосходства.
  • Конкретные цели. Не «когда-то-там наступит коммунизм», а что-то типа
    «каждый немец получит свой KDF-wagen (будущий «Фольксваген жук») к 19XX благодаря нашей партии, все равно война будет, и можно будет всех "кинуть"».

А теперь — предлагаю разобрать эти три столпа подробнее

Понятно, что весь «образ ближайшего будущего» заведомо был недостижим. Но какая разница?
Понятно, что весь «образ ближайшего будущего» заведомо был недостижим. Но какая разница?
Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех.
Авраам Линкольн

К несчастью, они грамотно скомбинировали обе стратегии. Сначала — дурачили некоторых, потом — всех, а потом началась война, и было уже не важно.
Ну а теперь — к нашим баранам.

Адресность

Поздравление со свадьбой «лично от Фюрера»
Поздравление со свадьбой «лично от Фюрера»

По сути, первая и главная уникальная особенность нацистской пропаганды, не встречавшаяся ни до, ни после — именно адресность. Партийные органы [делали вид], что «участвуют» в жизни каждого, волей-неволей вызывая сочувствие и поддержку.

При этом «старым партийцам» к памятным датам и знаковым событиям рассылались вот такие вот «личные» карточки с росписью лично Фюрера (вызывая жгучую зависть окружения), а «молодому активу» — обычные листовки, но, тем не менее, со старательно вписанным именем и чьей-то росписью, что на незакалённый «спамом» мозг действовало просто магически.

Оборотная сторона карточки.
Оборотная сторона карточки.

Причём, что интересно, эту тактику нацисты изобрели задолго до своего прихода к власти. Ещё на этапе распространения листовок тогда ещё «маргинальной» партии они уже были именными, что крайне способствовало оболваниванию населения.

Комплексность

Что бы ни происходило под контролем нацистов — это должно было прямо-таки излучать Пафос и внушать Гордость. Неважно, что на самом деле под красивой штукатуркой осыпается старая фанера — важно, чтобы ничто не расходилось с такими же трескуче-пафосными речами по радио, и тогда тебе поверят.

-5

Когда по радио вещают про «величие нации», а за окном разруха, маскарад и вообще «стабильность отклеилась» — эффективность пропаганды существенно падает.
Поэтому в нацистской Германии пафос и «арийскость» должно было излучать всё, от военной формы до вида улиц. Да, это была масса «нецелевых» трат, и люди бы всё равно заметили расхождения с объективной реальностью, но задача ставилась как «дурачить до войны, а там на неё всё спишем».

Кстати, о войне. Чтобы не ловить призывников по подворотням — нужно как-то показать, что армия — это пафосно и по-арийски (а какие-то недочеловеки тебя даже не ранят, бравый зольдат).
А это значит что? Правильно, с сего момента военная экипировка и техника также создаются с учётом задачи «излучения пафоса» в письмах домой и военных парадах.

Когда это излучает пафос даже с экранов и на манекенах, заставляя множество малодушных дурачков подражать нацистам — не хочу даже представлять, скольких это оболванило «вживую», да ещё в до-информационную эпоху.
Когда это излучает пафос даже с экранов и на манекенах, заставляя множество малодушных дурачков подражать нацистам — не хочу даже представлять, скольких это оболванило «вживую», да ещё в до-информационную эпоху.

Конкретные цели

«Каждый немец достоин своего автомобиля! Вы платите деньги сейчас, мы строим на них завод, а машины вы получаете когда-нибудь потом».
«Каждый немец достоин своего автомобиля! Вы платите деньги сейчас, мы строим на них завод, а машины вы получаете когда-нибудь потом».

И третий столп нацистской пропаганды — она всегда обещала что-то конкретное, после чего, как минимум, делала вид, что обещанное будет выполнено «как только, так сразу».
Это касалось и пафосных заявлений о «возрождении немецкого единства» (к слову, стараниями Чемберлена это был едва ли не единственный пункт, который до войны реально выполнили), и обещаний автомобиля в каждую семью (по совершенно мошеннической схеме «утром деньги, когда-нибудь стулья)...

А если вдруг планку взяли слишком высоко, а до войны ещё слишком далеко (как это было с «национальной жилищной программой») — всегда можно обвинить евреев. Ну а кого ещё могла обвинить нацистская пропаганда?

В целом — их пропаганда подсвечивала вполне конкретные, краткосрочные цели. Чему, к слову, так никогда и не научилась пропаганда советская, а попытка натянуть абстрактные цели на конкретные сроки привела лишь к серии анекдотов про «коммунизм к 1980-му».

Вместо итога

Короче говоря, радио — это лишь средство. Причем средство, которое стало массово использоваться уже после прихода нацистов к власти. Их основная «заслуга» — то, как они болванили мозги немцам, впервые в истории применив «комплексный подход».

Используемые источники (самые важные, иначе выйдет километровый лист): запись лекции «история успеха национал-социализма», книга «Искусство третьего рейха» (ISBN 978-5-903190-49-2), архивные документы.
Лучший способ поддержать молодой канал — лайк
и репост, одно без другого (почти) не работает. Также буду крайне благодарна любым комментариям: всех прочту, на всё отвечу.