В советское время было принято списывать успехи немецкой агитмашины в годы ВОВ то на радио в каждом доме, то на Геббельса. Но это, как минимум, нелогично: радио уже было везде, даже в СССР (пусть и не личное, а через систему общественных репродукторов), а Геббельс не мог разорваться натрое.
В чем же тогда причина такого невероятного успеха? Для того, чтобы это понять — придется отправиться во времена ДО прихода наци к власти, ибо система их пропаганды практически не менялась с первых до последних дней (и да, они пришли к власти во многом именно из-за пропагандистских инноваций).
- Адресность. Пропаганда обращалась не только к «народным массам», а к каждому немецкому гражданину. Иногда даже буквально.
- Комплексность. На пропаганду должно было работать всё. То есть буквально всё. СМИ, символика, «образ члена НСДАП», даже архитектура и военная форма — всё это проектировалось если и не «специально для», то как минимум с учетом идей постоянного внушения пафоса, гордости и превосходства.
- Конкретные цели. Не «когда-то-там наступит коммунизм», а что-то типа
«каждый немец получит свой KDF-wagen (будущий «Фольксваген жук») к 19XX благодаря нашей партии, все равно война будет, и можно будет всех "кинуть"».
А теперь — предлагаю разобрать эти три столпа подробнее
Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех.
Авраам Линкольн
К несчастью, они грамотно скомбинировали обе стратегии. Сначала — дурачили некоторых, потом — всех, а потом началась война, и было уже не важно.
Ну а теперь — к нашим баранам.
Адресность
По сути, первая и главная уникальная особенность нацистской пропаганды, не встречавшаяся ни до, ни после — именно адресность. Партийные органы [делали вид], что «участвуют» в жизни каждого, волей-неволей вызывая сочувствие и поддержку.
При этом «старым партийцам» к памятным датам и знаковым событиям рассылались вот такие вот «личные» карточки с росписью лично Фюрера (вызывая жгучую зависть окружения), а «молодому активу» — обычные листовки, но, тем не менее, со старательно вписанным именем и чьей-то росписью, что на незакалённый «спамом» мозг действовало просто магически.
Причём, что интересно, эту тактику нацисты изобрели задолго до своего прихода к власти. Ещё на этапе распространения листовок тогда ещё «маргинальной» партии они уже были именными, что крайне способствовало оболваниванию населения.
Комплексность
Что бы ни происходило под контролем нацистов — это должно было прямо-таки излучать Пафос и внушать Гордость. Неважно, что на самом деле под красивой штукатуркой осыпается старая фанера — важно, чтобы ничто не расходилось с такими же трескуче-пафосными речами по радио, и тогда тебе поверят.
Когда по радио вещают про «величие нации», а за окном разруха, маскарад и вообще «стабильность отклеилась» — эффективность пропаганды существенно падает.
Поэтому в нацистской Германии пафос и «арийскость» должно было излучать всё, от военной формы до вида улиц. Да, это была масса «нецелевых» трат, и люди бы всё равно заметили расхождения с объективной реальностью, но задача ставилась как «дурачить до войны, а там на неё всё спишем».
Кстати, о войне. Чтобы не ловить призывников по подворотням — нужно как-то показать, что армия — это пафосно и по-арийски (а какие-то недочеловеки тебя даже не ранят, бравый зольдат).
А это значит что? Правильно, с сего момента военная экипировка и техника также создаются с учётом задачи «излучения пафоса» в письмах домой и военных парадах.
Конкретные цели
И третий столп нацистской пропаганды — она всегда обещала что-то конкретное, после чего, как минимум, делала вид, что обещанное будет выполнено «как только, так сразу».
Это касалось и пафосных заявлений о «возрождении немецкого единства» (к слову, стараниями Чемберлена это был едва ли не единственный пункт, который до войны реально выполнили), и обещаний автомобиля в каждую семью (по совершенно мошеннической схеме «утром деньги, когда-нибудь стулья)...
А если вдруг планку взяли слишком высоко, а до войны ещё слишком далеко (как это было с «национальной жилищной программой») — всегда можно обвинить евреев. Ну а кого ещё могла обвинить нацистская пропаганда?
В целом — их пропаганда подсвечивала вполне конкретные, краткосрочные цели. Чему, к слову, так никогда и не научилась пропаганда советская, а попытка натянуть абстрактные цели на конкретные сроки привела лишь к серии анекдотов про «коммунизм к 1980-му».
Вместо итога
Короче говоря, радио — это лишь средство. Причем средство, которое стало массово использоваться уже после прихода нацистов к власти. Их основная «заслуга» — то, как они болванили мозги немцам, впервые в истории применив «комплексный подход».
Используемые источники (самые важные, иначе выйдет километровый лист): запись лекции «история успеха национал-социализма», книга «Искусство третьего рейха» (ISBN 978-5-903190-49-2), архивные документы.
Лучший способ поддержать молодой канал — лайк и репост, одно без другого (почти) не работает. Также буду крайне благодарна любым комментариям: всех прочту, на всё отвечу.