Мультфильмы по произведениям Гоголя создавали, видимо, то для детей (чтобы приобщить к книгам Гоголя), то для искусства (чтобы опробовать новые техники изображения). Первые мне нравятся, вторые – не особо. Но на вкус и цвет…
Вот наиболее интересные из них в хронологическом порядке:
1945 – «Пропавшая грамота», 1951 – «Ночь перед Рождеством». И то, и другое сняли сёстры Валентина и Зинаида Брумберг. Рекомендую любителям послевоенной советской мультипликации – сочной и выразительной, в стиле «Аленького цветочка» (1952), «Двенадцати месяцев» (1956) и мультфильмов по сказкам Пушкина. Это классика.
1963 – «Нос» нарисовал русско-французский художник Александр Алексеев (1901 – 1982). Эмигрировав из РСФСР в 1920-ом, Алексеев добился в Европе успеха как художник-аниматор. Его чёрно-белая версия гоголевской повести относится к экспериментальной мультипликации. По мне так чересчур экспериментальной)) Чистый арт-хаус. Детям не понравится.
1974 – «Похождения Чичикова». Кукольный мультфильм режиссёра Бориса Степанцева пересказывает пару глав «Мёртвых душ» и заканчивается диалогом крестьян «доедет ли это колесо, если случись, до Москвы?» Куклы-персонажи выразительны, но, на мой вкус, Степанцеву лучше удавались рисованные мультфильмы (например, изумительный «Щелкунчик» 1973г., весь из узоров и музыки).
1979 – «Цветок папоротника», 1996 – «Вий» (реж. Алла Грачёва). Первый по визуальному стилю похож на очень своеобразную «Алису в Зазеркалье» (1982) и скорее артхаусный. Второй – добротный хоррор с нарастающим напряжением и всё более пугающей картинкой. «Вий» – такая крутая история, что её сложно испортить каким-либо стилем рисования. Однако для детского просмотра оба мультфильма не годятся.
1988 – «Страшная месть» – страшный мультфильм для взрослых (реж. Михаил Титов). Музыка напряжённая и ритмичная, как в советских детективах 80-х. Визуальная часть жутко-красивая, местами даже напомнила мне картины Сальвадора Дали. И голос слепого рассказчика дрожит: «Для человека нет более страшной муки, как хотеть отомстить и не мочь отомстить». Рекомендую тем, кто не любит фильмы ужасов, но хочет иногда пощекотать себе нервы + вспомнить сказку Гоголя.
Кроме того, примечателен мультфильм Юрия Норштейна «Шинель», который начали делать аж в 1981-ом, а закончить не могут по сей день. Однако первые полчаса, доступные для просмотра, впечатляют. Даже если произведение «не ваше», атмосфера мультфильма затягивает. Пусть это и арт-хаус, но высокого уровня. Автор «Ёжика в тумане» верен себе.
В 2008 был кукольный мультфильм «Он и Она» на основе отрывка из повести «Старосветские помещики». Афанасия Ивановича Товстогуба озвучил Олег Табаков. Режиссёром выступила Мария Муат. Так что даже в нашу эпоху лунтиков и ми-ми-мишек мультипликаторы изредка обращаются к хорошим литературным первоисточникам.
С кино дела обстоят бодрее. Хотя далеко не все вариации на тему Гоголя и его работ мне по душе. Не думаю, что стóит терять время на жуть Петровым и Меньшиковым (2017 и далее) или трешовый хоррор с «Ведьма» (2006), ловко осмеянный BadComedian. Смотрите лучше экранизации Владимира Карасёва («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», 1959, где Георгий Вицин играет самого Гоголя), Константина Ершова («Вий», 1967), Леонида Гайдая («Инкогнито из Петербурга», 1977), Михаила Швейцера («Мёртвые души», 1984), Павла Лунгина («Дело о «мёртвых душах», 2005), а также добрые, неустаревающие сказки Александра Роу «Майская ночь, или Утопленница» (1952) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (по «Ночи перед Рождеством», 1961).
Последний является моим любимым фильмом Роу наряду с «Морозко». Удивляет и умиляет, как предки обходились недорогим реквизитом, не позволяли себе выезды за границу в поисках «подходящих локаций», не платили актёрам столько, сколько получают теперешние «звёзды». Раньше снимали, грубо говоря, по принципу «голь на выдумки хитра». Но как же мастерки и по-доброму!
Так же не компьютерными эффектами, а рукотворными декорациями, страшным гримом и прекрасной актёрской игрой впечатлял зрителей фильм «Вий» (1967). Популярности ему прибавили исполнители главных ролей Леонид Куравлёв и Наталья Варлей.
Из современников хочу отметить вот кого. Павел Лунгин, известный фильмом «Остров», собрал на площадке лучших российских артистов и снял в стиле сатиры и гротеска «попурри» из гоголевских произведений – мини-сериал «Дело о мёртвых душах» (2005). Там мелкого чиновника по фамилии Шиллер (П. Деревянко) направляют в уездный город N расследовать деятельность Чичикова – таинственную и незаконную скупку мёртвых душ. Знать города N представлена в виде персонажей «Ревизора» (городничий, его жена и дочь, Держиморда, Бобчинский и Добчинский…). Шиллер знакомится с ними, прежде чем отправиться с инспекцией к местным помещикам – уже персонажам «Мёртвых душ» – Коробочке, Манилову, Ноздрёву, Плюшкину, Собакевичу. Происходит смешение двух этих произведений и добавление элементов из повестей «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего» и др.
Главные темы – коррупция (все должностные лица города N «повязаны»), мошенничество (схема Чичикова), торжество нелепости над здравым смыслом.
Мне этот сериал понравился мастерски созданной атмосферой абсурда (при серьёзных минах всех участников) и гоголевского мистицизма (чертовщина там тоже присутствует), а также игрой актёрского ансамбля.
Павел Деревянко, увы, снимается зачастую в откровенном треше, который я даже не буду упоминать. Но здесь (а ещё в «Брестской крепости» (2012) он просто молодец!
Однако приз моих личных зрительских симпатий получил бы Александр Абдулов. Он исполнил в сериале роль Ноздрёва – взбалмошного помещика-самодура. Вжившись в этот неожиданный для него образ, Абдулов «отрывается по полной». Как он уговаривает Шиллера сыграть в шашки – это блеск!
Фильм Вл. Бортко «Тарас Бульба» (2009) тоже считаю удачной экранизацией. Там тоже блистательный актёрский состав, а ещё красивые натурные съёмки и музыка Игоря Корнелюка.
В итоге замечу, что экранизаций книг Гоголя много (одного «Вия» около 10) и я видела, конечно, не всё. Как всегда в статьях про экранизации, я призываю читать книги, а не ограничиваться экранными версиями, выражающими чужое видение. Великому писателю есть что сказать и детям, и взрослым. «Мёртвые души», «Ревизор» и «Петербургские повести», вообще, не теряют актуальности. Типажи из произведений Гоголя – на века (увы), а язык повествования чарующе красив. Недаром отрывки учат в школе наизусть.
Произведения Гоголя = романтика + мистика + психологизм + юмор + сатира. Читайте и смотрите! Читайте&мыслите! :)