Генерал-полковник Николай Берзарин – военный комендант Берлина, которого сами немцы уважительно называли «наш комендант». Благодаря его усилиям были спасены сотни тысяч жителей Германии, а в столицу побежденного Третьего Рейха вернулся миллион берлинцев. О судьбе советского генерала РККА и причинах уважения к нему немецкого народа – читаем в статье (фото e-news.su).
Николай Берзарин да 1945 года
Герой Советского Союза Николай Эрастович Берзарин появился на свет в Российской империи в 1904 году. Место рождения – Санкт-Петербург. С 1913 года учился в начальной школе, получил профессию переплетчика.
С ранних лет он мечтал о подвигах. Причиной этому стала книга о русских богатырях, которую он прочитал одной из первых после того, как научился читать.
В возрасте 14-ти лет он увидел в Питере буденновцев. На них были буденовки, которые походили на шлемы старинных богатырей. Повинуясь своему желанию и революционным веяниям тех лет, он проследовал за отрядом и в итоге вступил в ряды Красной Армии.
В дальнейшем он участвовал в разгроме белогвардейцев и английских войск Антанты на Северном фронте. После был комвзвода на Амуре. Окончил командирские курсы, командовал ротой во время военных действий за КВЖД в 1929 году.
Репрессии 1937-1938 годов против командного состава РККА по счастливой случайности обошли его. К началу ВОВ дослужился до Командующего 27-й армией.
Во время ВОВ зарекомендовал себя как грамотный командир. Он участвовал во многих военных операциях. Но самой главной из них стала Берлинская операция 1945 года, где он командовал 5-й ударной армией, штурмовавшей кварталы в центре столицы Рейха, где располагалась имперская канцелярия.
Николай Берзарин – комендант Берлина и начальник Берлинского гарнизона РККА
24 апреля 1945 года будущий Маршал Победы Жуков назначает отличившегося при взятии столицы Третьего Рейха Берзарина начальником гарнизона и комендантом Берлина. Берзарин направляет всю свою огромную энергию на решение вопросов обеспечения безопасности города и жизнеобеспечения мирных граждан.
Для обеспечения безопасности используются не только войска РККА. Берзарин создает местную полицию. Знаете ли, не все немцы были нацистами.
Уже сразу после подписания Акта о капитуляции Германии восстанавливается крупная местная электростанция. В город начинает поступать электричество. С середины мая в городе на отдельных участках пущены трамваи.
Еще через пару дней частично (а в некоторых районах почти полностью) восстанавливается работа канализации и водопровода.
Если кто не в курсе, объясню важность данного события – работающие канализация и водопровод предотвратили возникновения эпидемий среди мирного населения. Такие эпидемии могли унести сотни тысяч жизней. Но стараниями коменданта этого не произошло, санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе была в пределах разумной нормы.
Так же из тоннелей метро откачивалась вода, некоторые станции начали работать совсем скоро. А еще в дома начал подаваться природный газ. Активно расчищались улицы, разминировались участки местности.
Немцы поверили, что приход войск Красной Армии – это не вторжение «восточной орды», им ничего не угрожает. Они начали нести в отделения комендатуры заявления с просьбой о помощи в восстановлении домов. И им реально помогали!
Вопреки утверждениям некоторых западных «историков», Берзарин строго наказывал за малейшие попытки мародерства и насилия по отношению к мирному населению со стороны РККА.
Но самое главное – Берзарин организовал доставку и раздачу пищи мирному населению. Бесплатно, в достаточном объеме. Порой немецкие дети ели из одного котелка с нашими воинами.
Для разбора завалов часто использовали труд молодых немок на добровольной основе. Но опять же – за это они получали усиленный паек и свежее молоко – наравне с немецкими детьми. Впрочем, что говорить – они очищали свой город, а не работали «на дядю». Но комендант все равно обеспечивал их усиленным питанием.
Теперь стоит напомнить, что в Берлине в 1940 году проживало свыше 4,3 миллиона человек. В конце ВОВ осталось около двух миллионов жителей. Но после того, как немцы поверили в искренность усилий коменданта Берзарина, в течение первых двух месяцев в город вернулся еще миллион немцев, бежавших из него перед началом Берлинской операции.
Разве это не говорит о степени доверия к генералу? Разве это не объясняет, почему немцы побежденного Берлина называли советского военачальника не иначе, как «наш комендант»?
Но, к сожалению, генерал пробыл на посту коменданта всего 54 дня.
Послесловие
Перед Парадом Победы Берзарин готовился вылететь в Москву по приглашению Жукова. При этом он всегда и на фронте, и в Берлине, передвигался на тяжелом двухколесом ленд-лизовском мотоцикле «Харлей-Дэвидсон».
16 июня 1945-го Берзарин впервые взял другой, спортивный мотоцикл (хотя есть и другие версии - что мотоцикл был с коляской). И, не справившись с управлением с новым транспортным средством, попал в автокатастрофу. Последнее пристанище он нашел на Новодевичьем кладбище в Москве. Ему был 41 год.
Стоит отметить, что через 2 года после воссоединения Германии (1992 г) Берзарина исключили из списка почетных жителей Берлина. Жители Берлина, которые помнили сами или были потомками тех, кто выжил в освобожденном городе после окончания ВОВ, более 10-ти лет боролись за восстановление этого статуса коменданта.
В итоге в 2003 году Генерал-полковник Берзарин снова стал почетным гражданином Берлина.