Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Упражнения на списывание текстов в начальной школе: зачем они нужны и как научиться списывать без ошибок

Оглавление

Часто в учебниках по русскому языку даются задания: списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, сделать задание. Каждый день школьники что-то списывают, а ещё бывает контрольное списывание на оценку.

Многим родителям кажется, что излишне много заданий на списывание в учебнике. У детей устаёт рука списывать огромный текст из учебника во время домашнего задания. Особенно в начальной школе. Никакой пользы в таких упражнениях они не видят, это пустая трата времени. Там, где можно написать одно предложение и сделать на нём все задания (подписать, подчеркнуть, выделить), зачем писать текст на пол страницы?

А тем временем школьники делают много ошибок при списывании, и даже хорошисты и отличники вдруг пишут контрольное списывание на двойку.

Изображение автора
Изображение автора

Я два года работала по учебнику русского языка Зелениной, Хохловой в своём классе. В этом учебнике очень мало упражнений на списывание. На уроках мы много говорили и мало писали. Учебник я не выбирала, такой мне предоставила школа. Для сравнения: сейчас в начальной школе по программе "Школа России" русский язык преподаётся по учебникам Канакиной и Горецкого.

Так вот в своём классе я заметила, что грамотность учеников хромает с такими короткими упражнениями на списывание. Ничего плохого при этом не хочу сказать про учебники Зелениной, Хохловой. В определенных моментах они замечательные, но я повышала грамотность своего класса, используя другие материалы.

Отсюда вывод:

Упражнения на списывание нужны для того, чтобы повысить грамотность.

Простое переписывание полезно. Развивается моторная память, а когда смотрим в книгу - наш мозг запоминают правильное начертание слов. Чем больше списываем, тем лучше становится наша грамотность.

У меня была одна ученица, которая старательно каждый день переписывала в тетрадь любимую книгу (уже не помню название, но это не важно) по несколько страниц в течение всего лета. В сентябре она вышла в школу и перестала делать глупые ошибки в простых упражнениях по русскому языку. От этого отметки у нее стали намного лучше.

Но конечно, списывание полезно, если оно правильное, если нет ни одной ошибки. Поэтому будет лучше, если кто-то будет проверять написанное ребенком.

Как списывать без ошибок

1. Быть внимательным. Если ребенок невнимательный, он будет делать много ошибок при списывании.

2. Не переписывать слова по буквам. При таком письме ученик просто бездумно копирует написанное, постоянно заглядывает в учебник. Это и времени много занимает и пользы не несёт. Грамотность при таком письме не развивается.

2. Знать и применять алгоритм списывания:

  • Сначала читаем текст целиком
  • Затем орфографическое чтение по предложению. Читаем по слогам так, как написано, выделяя голосом все орфограммы, опасные места, четко проговаривая каждый слог. Например "что": читаем не "што", а "ЧТо". "Собака" - читаем "СОбака", а не "сабака".
  • Повторяем по памяти так, как будем писать.
  • Диктуем себе по слогам и записываем.
  • Проверяем себя по учебнику.

Первое время все эти этапы проговариваются вслух. Позже можно про себя. В школе на уроке, конечно, про себя проговариваем.

Важно натренировать орфографическое чтение. Не просто читать, а заострять внимание своих глаз на всех проблемных местах слов, то есть всех орфограммах.

Списывать внимательно и без ошибок обязательно получится, но не сразу. Нужно время, чтобы ученик привык к такому алгоритму списывания и довёл его до автоматизма.

Желаю списывать без ошибок и только положительных оценок!