Найти в Дзене
ИстПросвет

Как поп Косарь стал главарем банды и ограбил монастырь: особенности русского криминалитета 16 века

Оглавление

Каких только тайн не хранит от нас наша родная история. В некоторые сюжеты просто невозможно поверить, однако случалось подчас такое, что только диву даёшься. Однажды в середине 16 века в Ярославской губернии было совершено разбойное нападение на монастырь, и вот что выяснилось на следствии.

Дерзкий налёт на мирную обитель

Как передаётся эта история на сайте Арзамас. в ночь на 6 марта 1551 года вооруженные крестьяне села Белого силой захватили соседний монастырь, отыскали игумена Адриана и стали выпытывать у него расположение монастыр­ских ценностей. Игумен не выдержал истязаний и отдал им 40 рублей, которые братия собрала на строи­тель­ство новой монастырской церкви. После этого игумен был жестоко убит, а налётчики выставили у ворот обители охрану, монахов, чтобы не мешались под ногами, связанных бросили в подвал и вычистили монастырские имущество, включая медь, воск, книги, ларцы, одежду, всю церковную утварь и даже лошадей с возами.

На правёж
На правёж

Поп Косарь и его паства

Вернувшись в село, разбойники поделили добычу и разошлись по домам. Через некоторое время один из них, по имени Иван Матрёнин, пришёл к приходскому священнику попу Косарю и покаялся, что утаил при дележе от "братии" ларец игумена Адриана, и вот теперь возвращает его с искренним раскаянием в душе.

Может показаться, что служитель церкви ни сном, ни духом не ведал о проделках односельчан, но это не так. На самом деле, поп Косарь был главным организатором, идейным вдохновителем банды и её "паханом".

В ларце хранились кисти и прочий инвентарь для писания икон. Косарь собрал банду на сход и вместе они почему-то решили, что ларец может навлечь на них неприятности. Так в самом деле и случилось - их размышления услышал один из церковных служек и сообщил куда следует.

-2

Следствие показало

Подельников арестовали. Губной староста и царские приказчики провели следствие и узнали много интересного. В банде попа Косаря числилось не меньше двадцати человек. У них было "распределение труда", иначе бандиты не могли бы одновременно грабить, караулить выходы, пытать игумена, вязать монахов и бросать их в подполье.

Многие были искуше­ны в разбойном ремесле. Иван Матренин, например, рассказал под пыткой о своем богатом криминальном прошлом. Вместе с ними заодно были обычные крестьяне. Да и сам Косарь, видимо, не был профессионалом. Решив стать на путь разбоя, он даже не знал, как спрятать "поличное".

Работники ножа и топора
Работники ножа и топора

Выводы

Когда мы думаем о прошлом, то представляем его в идеализированном виде. Если и были в 16 века разбойники, то обязательно благородные, и если они и грабили кого-то, то обязательно каких-нибудь "кровопийц". Однако, увы, действительность была прозаичней - преступники были такие же, как сейчас, и грабили не из моральных побуждений, а в целях собственного обогащения. Кого грабить, им было всё равно.

С другой стороны, и обычные крестьяне готовы вступали на скользкую дорожку разбоя и грабежа, и всё это было типично для той эпохи. Много было работы у Разбойного приказа на Руси. Но поп Косарь даже по тем временам оказался явлением из ряда вон выходящим. Обычно священники приобщали паству к богу, а не сколачивали разбойничьи шайки.