Относительно недавно Северный Кавказ являлся весьма проблемным округом из-за остро стоящих социально-экономических проблем. Отсутствие рабочих мест, плохое развитие туризма и медицина приводили к тому, то жители республик уезжали на постоянное место жительства или сезонные заработки в другие, более благоприятные регионы.
В целях ликвидации безработицы и привлечения инвестиционных вложений, постановлением Правительства в 2014 г. была утверждена программа развития Северного Кавказа, разбитая на три этапа
Первым этапом, прошедшим с 2013 по 2015 гг., предполагалось развитие экономического благосостояние регионов, на что было выделено в общей сложности 40,9 млн рублей.
Второй этап, завершившийся в 2020 г., должен был развить инфраструктурное обеспечение инвестиционных проектов СКФО, при бюджете в 68,4 млн рублей.
Третьим этапом, реализация которого запланирована с 2021 по 2025 г., предполагается развитие курортов Северного Кавказа, к примеру, таких как: Архыз, Приэльбрусье, Арамхи, Казеной-Ам, Каспийск, на что будет направлено 66,4 млн рублей.
Так, программой предусмотрено выделение из федеральных средств Республике Северная Осетия-Алания 5,9 млрд рублей, Республике Ингушетия 5 млрд рублей, Чеченской Республике 5,8 млрд рублей, Республике Дагестан 8 млрд рублей, Карачаево-Черкесской Республике 6,9 млрд рублей, а Кабардино-Балкарской Республике 5, 4 млрд рублей.
Из всех подпрограмм, предполагаемых к реализации, можно выделить подпрограммы развития туристического кластера Северного Кавказа и разработку нового медицинского кластера на территории Кавминвод как наиболее перспективные для привлечения сторонних инвестиционных вложений.
Несмотря на ежегодные отчётности глав субъектов об успешных реализациях проектов, в ряде регионов отсутствует положительная динамика по ликвидации безработицы, как и по улучшению социальной инфраструктуры.
К примеру, подпрограмма улучшения социально-экономического состояния Карачаево-Черкесской Республики, при заявленном федеральном бюджете в 6,9 млн рублей, должна была обеспечить увеличение объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, повысить уровень качества туристского продукта, модернизировать объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры, что на сегодняшний день не достигнуто.
Выделенных средств не хватает на одно направление сельскохозяйственной продукции, ибо засушливые года и отсутствие систем орошений полей не позволяют достичь нужных объёмов продукции.
Или возьмем построенный в Республике Ингушетия завод алюминиевых сплавов «РИАЛ», о запуске которого глава Республики отчитался Владимиру Путину. При бюджете в 398,8 млн рублей, завод должен быть предоставить 58 рабочих мест и окупиться за 5 лет. Построенный же завод далек от функционирования.
Однако, реальной проблемой на Северном Кавказе все еще остается отсутствие чистой питьевой воды, хорошего уличного освещения или нормально функционирующей канализации не только одного конкретно взятого региона, а всех.
Проблем плохих дорог решается медленно, но верно. Полным ходом идет реконструкция автомобильной дороги Р-217 «Кавказ», на которую приходится 50% движения в регионах. В рамках реконструкции планируется увеличить движение автотранспорта с двух до четырех полос, построить мосты над развязками, что значительно уменьшит количество автомобильных пробок, а также аварийно-опасных участков. По завершению строительных работ 342 км трассы будет переделано в 4-х полосную дорогу.
В целом, на данное время у Северного Кавказа положительная динамика развития экономического благосостояния, но также остается много социальных проблем, решить которые возможно лишь при дополнительном финансировании и грамотном подходе к ликвидации нужд населения.