Найти тему

ИСТОРИЯ ДВУХ СОЛДАТ СПАСШИХ 1600 ЧЕЛОВЕК ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Оглавление

История, рассказанная дедушкой режиссера Сэма Мендеса, ветераном Западного фронта, вдохновила новый фильм о Первой мировой войне

АВТОР: МЕЙЛАН СОЛЛИ

Новая драма Первой мировой войны от режиссера Сэма Мендеса, 1917год , разворачивается в режиме реального времени, отслеживая пару британских солдат, когда они пересекают Западный фронт в отчаянной спасательной миссии. Казалось бы , снятый в одном непрерывном дубле, 117-минутный эпос получил похвалы за свою кинематографию и инновационный подход к потенциально шаблонному жанру.

Хотя сюжет фильма напоминает о Спасении Рядового Райана—оба следуют за солдатами, отправленными в “долгое путешествие по опасным, усеянным смертью ландшафтам”, пишет Тодд Маккарти для the Hollywood Reporter,-его тон ближе к Дюнкерку, который также опирался на нелинейную повествовательную структуру, чтобы создать ощущение срочности.

“[Фильм] свидетельствует о ошеломляющих разрушениях, вызванных войной, и все же это фундаментально человеческая история о двух молодых и неопытных солдатах, мчащихся наперегонки со временем”, - говорит Мендес Энтони Брезникану из Vanity Fair. - Так что это больше похоже на триллер, чем на обычный военный фильм.”

По сюжету, 1917 год следует за двумя вымышленными британскими младшими капралами, которым поручено остановить батальон из примерно 1600 человек от попадания в немецкую засаду. Один из них, Блейк (Дин Чарльз Чэпмен, наиболее известный по роли Томмена Баратеона в “Игре престолов”), лично заинтересован в этой миссии: его старший брат, лейтенант, изображенный выпускником “Игры престолов” Ричардом Мэдденом, находится среди солдат, которые должны пасть жертвой немецкой ловушки.

“Если вы потерпите неудачу, - предупреждает генерал в трейлере фильма, - это будет бойня.”

В то время как Блейк и его брат по оружию Шофилд (Джордж Маккей) вымышлены, Мендес обосновал свою военную историю правдой. От суровых реалий окопной войны до влияния конфликта на гражданское население и состояния войны весной 1917 года-вот что вам нужно знать, чтобы отделить факты от вымысла перед открытием фильма на Рождество.

Блейк и Шофилд должны пробраться через разрушенную французскую сельскую местность. (Universal Studios/Amblin)
Блейк и Шофилд должны пробраться через разрушенную французскую сельскую местность. (Universal Studios/Amblin)

Основан ли 1917 год на реальной истории?

Короче говоря: Да, но с обширной драматической лицензией, особенно с точки зрения персонажей и конкретной миссии, лежащей в основе фильма.

Как Мендес объяснил ранее в этом году, он черпал вдохновение из истории, рассказанной его дедом по отцовской линии, писателем и ветераном Первой мировой войны Альфредом Мендесом. В интервью VarietyМендес сказал , что у него сохранилось смутное воспоминание из детства о том, как его дед рассказывал историю о “посыльном, которому нужно передать послание.”

Блейк и Шофилд (изображенные здесь Джорджем Маккеем) должны предупредить британский полк о надвигающейся немецкой засаде. (Universal Studios/Amblin)
Блейк и Шофилд (изображенные здесь Джорджем Маккеем) должны предупредить британский полк о надвигающейся немецкой засаде. (Universal Studios/Amblin)

“И это все, что я могу сказать. Она поселилась у меня в детстве, эта история или этот фрагмент, и, очевидно, я значительно расширил ее и изменил.”

Какие события драматизирует 1917 год?

Действие фильма разворачивается на севере Франции весной 1917 года, в период , который Доран Карт, старший куратор Национального музея и мемориала Первой мировойвойны, описывает как “очень текучий” период войны. Хотя союзные и центральные державы, по иронии судьбы, застряли в тупике на Западном фронте, участвуя в жестокой окопной войне, не добиваясь существенных успехов, конфликт был на грани изменения курса. Тем временем в Восточной Европе революционные события подготовили почву для предстоящего выхода России из конфликта. Вернувшись в Германию, кайзер Вильгельм II возобновил неограниченная подводная война—решение, которое побудило Соединенные Штаты присоединиться к борьбе в апреле 1917года —и участвовать в актах тотальной войны, включая бомбардировки гражданских объектов.

На Западном фронте в период с февраля по апрель 1917 года немцы консолидировали свои силы, оттянув их назад к линии Гинденбурга, “недавно построенной и сильно укрепленной” оборонительной сети, согласно Мендесу.

Весной 1917 года немцы отошли на сильно укрепленную линию Гинденбурга. (Иллюстрация Мейлан Солли)
Весной 1917 года немцы отошли на сильно укрепленную линию Гинденбурга. (Иллюстрация Мейлан Солли)

Уход Германии был стратегическим решением, а не явным отступлением, говорит Карт. Вместо этого, добавляет он, “они консолидировали свои силы в подготовке к потенциальным дальнейшим наступательным операциям”—наиболее заметной была операция “Майкл", весенняя кампания 1918 года , в ходе которой немцы прорвали британские линии и продвинулись " дальше на запад, чем они были почти с 1914 года.” (Союзники, между тем, прорвали линию Гинденбурга только 29 сентября 1918 года.)

Мендес фокусирует свой фильм вокруг последовавшей путаницы того, что казалось британцам немецким отступлением. Действуя в ошибочном предположении, что враг бежит и поэтому находится в невыгодном положении, вымышленный полковник Маккензи (Бенедикт Камбербэтч) готовится возглавить свой полк в погоне за рассеянными немецкими войсками.

“Был период ужасной неуверенности—сдались ли [немцы], отступили или они затаились в засаде?” - сказал режиссер "Ярмарке тщеславия".

Все главные герои фильма вымышлены. (Universal Studios/Amblin)
Все главные герои фильма вымышлены. (Universal Studios/Amblin)

По правде говоря, по словам Карта, немцы “никогда не говорили, что отступают.” Скорее, “Они просто двигались к лучшей оборонительной позиции", сокращая фронт на 25 миль и освобождая 13 дивизий для передислокации. Большая часть подготовки к отступлению проходила под покровом темноты, что мешало союзникам полностью понять план противника. и позволяли немцам передвигать свои войска практически беспрепятственно. Британские и французские войска, удивленные этим сдвигом, оказались перед пустынным ландшафтом разрушения, усеянным минами-ловушками и снайперами; в условиях большой неопределенности они осторожно продвигались вперед.

В фильме воздушная разведка обеспечивает командира полка 1917 года, столь же вымышленного генерала Эринмора (Колин Ферт), достаточной информацией, чтобы послать Блейка и Шофилда остановить полк Маккензи от того, чтобы он не попал в огромную опасность. (Телеграфные кабели и телефоны использовались для связи во время Первой мировой войны, но тяжелые артиллерийские обстрелы часто приводили к отключению линий, как это происходит в фильме.)

Британские солдаты атакуют линию Гинденбурга (Фото the Print Collector/Getty Images)
Британские солдаты атакуют линию Гинденбурга (Фото the Print Collector/Getty Images)

Чтобы попасть в батальон риска, молодые солдаты должны пересечь Ничейную землю и ориентироваться в якобы заброшенных траншеях противника. Окруженные опустошением, эти двое сталкиваются с препятствиями, оставленными отступающими немецкими войсками, которые разрушили все на своем пути во время исхода на вновь построенную линию.

Названная Операцией Альбериха, эта политика систематического уничтожения обнаружила, что немцы уничтожают “все, что союзники могли бы найти полезным, от электрических кабелей и водопроводных труб до дорог, мостов и целых деревень", согласно Международной энциклопедии Первой мировой войны. По данным Times, немцы эвакуировали до 125 000 гражданских лиц, отправив тех, кто мог работать, в оккупированную Францию и Бельгию, но оставив стариков, женщин и детей на произвол судьбы с ограниченным пайком. (Шофилд встречает одного из этих брошенных людей, молодая женщина, заботящаяся о осиротевшем ребенке, и делит с ней нежный, гуманизирующий момент.)

“С одной стороны, было желательно не давать противнику слишком много свежих сил в виде рекрутов и рабочих, - писал позднее немецкий генерал Эрих Людендорф, - а с другой-мы хотели навязать ему как можно больше ртов для пропитания.”

Последствия битвы при Пелькапелле, стычки в более крупной Третьей битве при Ипре, или битве при Пасхендале (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)
Последствия битвы при Пелькапелле, стычки в более крупной Третьей битве при Ипре, или битве при Пасхендале (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)

События 1917 года происходят перед битвой приПелькаппелле , меньшей стычкой в более крупной битве при Пасхендале, или Третьей битве при Ипре, но были сильно вдохновлены кампанией, в которой Альфред Мендес числился среди ее участников. Это крупное наступление союзников произошло в период с июля по ноябрь 1917 года и закончилось тем, что около 500 000 солдат были ранены, убиты или пропали без вести. Хотя союзникам в конце концов удалось захватить деревню, давшую сражению его название, столкновение не привело к успеху. существенный прорыв или изменение импульса на Западном фронте. Пашендаль, по словам Карта, был типичным примером “отдачи и взятия, а не всего полученного” способа ведения боя, предпринятого во время печально известной войны на истощение.

Кто такой Альфред Мендес?

Альфред Мендес родился в 1897 году в семье португальских иммигрантов, живших на карибском острове Тринидад, и в 19 лет поступил на военную службу в британскую армию. Он провел два года, сражаясь на Западном фронте с 1-м батальоном стрелковой бригады, но был отправлен домой после вдыхания ядовитого газа в мае 1918 года. Позже Альфред получил признание как писатель и автор коротких рассказов; его автобиография, написанная в 1970-х годах, была опубликована посмертно в 2002 году.

“История гонца”, которую вспоминает младший Мендес, перекликается с рассказом о битве при Пелькаппелле, рассказанным в автобиографии его деда. Утром 12 октября 1917 года командир роты Альфреда получил сообщение из штаба батальона. “Если противник контратакует, идите навстречу ему с примкнутыми штыками",-гласила депеша. “Срочно нужен отчет по четырем компаниям.” Несмотря на то, что у него было мало соответствующего опыта, кроме одного курса сигнализации, Альфред вызвался выследить компании A, B и D, все из которых потеряли контакт с его собственной компанией C. Сознавая высокую вероятность того, что он никогда не вернется, Альфред отважился выйти на просторы Ничейной земли.

Альфред Мендес получил военную награду за свои действия в битве при Пелькаппеле. (Общественное достояние/добросовестное использование)
Альфред Мендес получил военную награду за свои действия в битве при Пелькаппеле. (Общественное достояние/добросовестное использование)

“Снайперы пронюхали обо мне, и их отдельные пули вскоре начали искать меня, - писал Альфред, - пока я не пришел к утешительному выводу, что они были так озадачены, увидев одинокого человека, блуждающего кругами по Ничейной Земле, как, должно быть, иногда бывало, что они решили, возможно, из тайного восхищения моей беспечностью, благополучно убрать свои пули с моего пути.”

Или, теоретизировал он, они могли “считать меня просто сумасшедшим.”

Альфреду удалось найти все три пропавшие роты. Он провел два дня, разнося сообщения туда и обратно, прежде чем вернулся в раковину компании “Си "" без единой царапины, но, безусловно, с серией потрясающих впечатлений, которые будут держать моих внуков и правнуков в восторге целыми ночами подряд.”

Как 1917 год отражает суровые реалии Западного фронта?

Вид линии Гинденбурга (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)
Вид линии Гинденбурга (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)

Попытки инкапсулировать опыт войны изобилуют обзорами 1917года . “Война отвратительна—грязь, крысы, разлагающиеся лошади, трупы, увязшие в бесконечных лабиринтах колючей проволоки”, - пишет Дж . Питер Брэдшоу из Guardian вторит этому чувству, описывая путешествия Блейка и Шофилда по “постапокалиптическому ландшафту, дурному сну о сломанных пнях деревьев, грязевых озерах, оставленных воронками от снарядов, мертвых телах, крысах”.”

Эти описания отражают те, которые разделяли люди, которые действительно сражались в Первой мировой войне, включая Альфреда Мендеса. Вспоминая свое время в Ипрском выступе, где произошла битва при Пасхендале (среди прочих), Альфред считал этот район “болотом грязи и убийцей людей".” Просачивающиеся грунтовые воды, усугубленные необычно обильными осадками, затрудняли союзникам строительство надлежащих траншей, поэтому солдаты искали укрытия в заболоченных снарядных ямах.

- Речь шла о том, чтобы взять их или оставить, - сказал Альфред, - а оставить их означало нечто вроде самоубийства.”

Британские солдаты в окопах (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)
Британские солдаты в окопах (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)

По словам Карта, покидать траншею, блиндаж или линию фронта было рискованным делом: “Это была почти мгновенная смерть”, - объясняет он, ссылаясь на угрозу, которую представляли артиллерийские заграждения, снайперы, мины-ловушки, отравляющий газ и растяжки.

Блейк и Шофилд сталкиваются со многими из этих опасностей, а также с более неожиданными. Потери, понесенные конфликтом, не просто рассказываются через столкновения дуэта с врагом; вместо этого они вписываются в саму ткань пейзажа фильма, от трупов скота и крупного рогатого скота, попавших в перекрестье прицела войны, до холмов, “состоящих из грязи и трупов”, и сельской местности, усеянной разбомбленными деревнями. Цель 1917года, говорит продюсер Пиппа Харрис в закулисномфильме , состоит в том, чтобы “заставить вас почувствовать, что вы находитесь в окопах с этими персонажами.”

Вид индивидуализированных военных действий в центре 1917 года был “не нормой”, согласно Карт, а “скорее исключением”, во многом из-за риска, связанного с такими мелкими миссиями. Траншейные сети были невероятно сложными, охватывая отдельную линию фронта, вторичную поддержку, связь, продовольствие и отхожие места. Они требовали “очень специфических средств передвижения и общения”, ограничивающих возможности пересекать границы и рисковать Ни на Чьей Земле по своей воле.

Тем не менее, Карт не полностью исключает возможность того, что миссия, сравнимая с миссией Блейка и Шофилда, произошла во время войны. Он объясняет: “Действительно трудно сказать ... какие индивидуальные действия произошли, не рассматривая на самом деле обстоятельства, в которых мог находиться персонал.”

Британские солдаты в окопах, 1917 год (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)
Британские солдаты в окопах, 1917 год (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)

Как жалуется Мендес в свое время, Вторая мировая война имеет “большую культурную тень”, чем ее предшественница,—тенденция, очевидная в обилии голливудских хитов, ориентированных на конфликт, включая в этом году Midway, мини-сериал HBO "Группа братьев” и классику Стивена Спилберга "Спасение рядового Райана". Так называемая “Великая война”, между тем, пожалуй , лучше всего увековечена в "Тишине на Западном фронте", экранизации одноименного немецкого романа, вышедшего 90 лет назад.

1917 год стремится поднять кинематограф Первой мировой войны на невиданный ранее уровень видимости. И если судить по отзывам критиков, фильм более чем выполнил эту задачу, поразив зрителей как потрясающими визуальными эффектами, так и изображением часто упускаемой из виду главы военных знаний.

“Первая мировая война начинается буквально с лошадей и экипажей, а заканчивается танками”, - говорит Мендес. - Значит, именно в этот момент, можно сказать, начинается современная война.”

Битва при Пасхендале была крупным наступлением союзников, в результате которого погибло, было ранено или пропало без вести около 500 000 солдат. (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)
Битва при Пасхендале была крупным наступлением союзников, в результате которого погибло, было ранено или пропало без вести около 500 000 солдат. (Национальный музей и мемориал Первой мировой войны)