Найти тему
Почемука-Потомука

Как две семьи сбежали из Восточной Германии на воздушном шаре

Оглавление
Фотография взята с интернета
Фотография взята с интернета

Какую цену вы готовы заплатить за свободу? Через какие опасности вы готовы подвергнуть свою семью ради шанса на новую жизнь? Именно эти вопросы Петеру Стрельчику и Гюнтеру Ветцелю пришлось задать себе в 1979 году, когда они предприняли свой третий побег из Восточной Германии после двух неудачных проб.

В этот момент у них не было другого выбора, кроме как попытаться сбежать, потому что восточногерманская полиция была прямо у них на хвосте. Побег семей Стрельзик и Ветцель из Восточной Германии на воздушном шаре-это определение ситуации высокого риска и высокого вознаграждения.

Жизнь в разделенной Германии

После Второй мировой войны Германия была разделена надвое — на Восток и Запад. Западная Германия, с помощью Соединенных Штатов и Великобритании, процветала и модернизировалась. С другой стороны, Восточная Германия, находящаяся под господством Советского Союза, барахталась.

Из-за беспорядков и борьбы в Восточной Германии около 3,6 миллионов восточных немцев бежали между 1945 и 1961 годами. Чтобы представить это число в перспективе, около 20% всего населения покинуло Восточную Германию в первые 16 лет советской оккупации.

Советы все больше беспокоило количество людей, бежавших из Восточной Германии (также известной как Германская Демократическая Республика или ГДР). В результате в августе 1961 года Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев дал восточногерманскому правительству разрешение навсегда закрыть границу с Западной Германией.

Началось строительство того, что теперь известно как Берлинская стена. В течение двух недель было завершено строительство импровизированной колючей проволоки и бетонной стены, которая отделяла одну сторону Берлина от другой, запрещая восточным немцам покидать его.

Хотя в некоторых местах стена была довольно хорошо застроена, в других местах это была просто колючая проволока. Однако попытка перелезть через эти небольшие барьеры приведет к взрыву пулеметов и наземных мин. Кроме того, восточногерманским пограничным патрулям было предписано всеми средствами, в том числе с применением смертоносной силы, предотвращать проникновение на границу.

Тем не менее, с 1961 по 1988 год около 150 000 восточно-германцев попытались пересечь границу, причем около 40 000 человек преуспели. Восемь человек из тех, кому удалось попасть в Западную Германию, сделали это на воздушном шаре — отчаянный подвиг, предпринятый двумя отчаявшимися семьями, чтобы изменить свою жизнь.

Необходимость уйти

Именно при таких обстоятельствах Петер Стрельзык и Гюнтер Ветцель разработали план побега. Петер Стрельзык (1942-2017) и Гюнтер Ветцель (1955–) впервые встретились в 1974 году, работая на местном заводе пластмасс.

Они быстро подружились, и оба все больше интересовались политикой и обществом в Восточной Германии. Ветцель вспоминал, что “наслаждался частной жизнью в ГДР”, но был недоволен своей общественной жизнью, потому что “мы не могли выразить свои чувства.”

Стрельзык и Ветцель решили, что им необходимо выбраться из Восточной Германии, и в марте 1978 года договорились вместе разработать план побега для себя и своих ближайших родственников. Сначала они подумывали о создании вертолета, но в конце концов отказались от него, когда поняли, что двигатель, который им понадобится, должен быть достаточно мощным, чтобы поднять в общей сложности восемь человек.

В конце концов им пришла в голову идея воздушного шара и они отправились создавать свой транспорт на свободу.

Проектирование воздушного шара и попытки побега

После первых исследований Стрельзык и Ветцель поняли, что им нужно будет создать огромный воздушный шар, чтобы безопасно перевозить четырех взрослых и трех детей. Газовые баллоны, горелка и сам мешок, вероятно, должны были составить около 750 кг.

Около 18 месяцев Стрельзык и Ветцель работали над созданием платформ, газовых горелок и самодельного огнемета, в то время как их жены, Петра Ветцель и Дорис Стрельзык, работали над шитьем самого воздушного шара из занавесок, простыней, шторок для душа и других тканей, которые были привезены домой по частям.

28 апреля 1978 года они были готовы к первому испытательному полету. Однако этот испытательный полет так и не состоялся, потому что Ветцель и Стрельзык допустили серьезный просчет. Ткань, которую они использовали для воздушного шара, была слишком пористой, пропуская горячий воздух, нагревающий его.

Аэростат даже не оторвался от земли во время этого первоначального испытания. Первый прототип сгорел полностью, но Ветцель и Стрельзык были полны решимости совершить побег на воздушном шаре и отказались сдаваться.

Ветцель и Стрельзык вернулись к чертежной доске, чтобы выяснить ошибки, допущенные во время первой попытки полета. Самая большая проблема с первой попыткой заключалась в том, что ткань, которую они использовали, пропускала тепло. Однако Ветцель и Стрельзык понятия не имели, какой материал лучше подойдет для их следующей попытки.

После серии экспериментов они использовали 900 квадратных метров тафты — ткани, используемой в бальных платьях. Они купили этот материал в магазине в Лейпциге в начале июня 1978 года после того, как сказали продавцу, что являются инженерами, использующими ткань для изготовления парусов для лодочного клуба.

В июле 1979 года семья Стрельзыков попыталась сбежать на новом воздушном шаре. Все шло по плану, и семья направлялась прямо в Западную Германию...пока воздушный шар не прошел сквозь облако.

Влага давила на ткань, заставляя шар опускаться. Семья Стрельзык приземлилась примерно в 180 метрах от западной стороны Германии. Им пришлось бросить воздушный шар, но поскольку они приземлились так близко к границе, полиция быстро обнаружила его. Были проведены интенсивные поиски, чтобы выяснить, кто пытался сбежать, но, к счастью, это не могло быть прослежено до Стрельзыков или Ветцелей.

Если сначала у вас ничего не получится, попробуйте еще раз!

Поиски людей, ответственных за воздушный шар, ускорили план побега Стрельзыка и Ветцеля. В местных газетах появлялись объявления с запросом информации о тех, кто мог бы нести за это ответственность. Потому что второй шар должен был быть брошен, совершенно новый, третий шар должен был быть создан — и быстро!

В 1979 году прогноз на ночь 15 сентября выглядел идеальным для запланированного побега. Для их плана был необходим сильный северный ветер, который помог бы им быстро проникнуть в Западную Германию. Хотя 15 сентября прогноз был идеальным, этот третий шар еще не был испытан.

Отчаявшись выбраться из Восточной Германии, семья Стрельзыков и Ветцель решила бросить кости (как монетка "Орел и решка" и двинулась вперед с третьей попыткой побега.

Накануне 16 сентября 1979 года обе семьи поехали на своих машинах к границе. В 2:26 утра шар поднялся в воздух вместе со всеми членами семей Ветцеля и Стрельзыка. Буквально через несколько минут после взлета полиция получила сообщение о неопознанном летающем объекте, направляющемся к границе. Хотя они направили свои прожекторы на ночное небо, они не могли видеть, как воздушный шар дрейфует в безопасное место.

Общее время полета на воздушном шаре составило 28 минут. Этого было достаточно. Семья Ветцель и семья Стрельзык приземлились в 24 километрах от границы на фермерском поле, достигнув высоты 2000 метров.

Побег на воздушном шаре был лишь одним из многочисленных творческих планов побега из Восточной Германии во время Холодной войны.

Иногда высокий риск действительно заканчивается получением высокой награды — например, свободы восьми человек.

Вы знали эту историю?