Была ли Екатерина Медичи хорошей матерью?
Сложный вопрос... но по крайней мере она была заботливой матерью. Не забывавшей тем не менее, что она королева.
Старшая дочь Екатерины Медичи - Елизавета, стала женой испанского короля Филиппа II в 1559 году, едва ей исполнилось четырнадцать... Это было слишком рано даже по меркам 16 века, тем более что Елизавета физически еще не созрела для супружеской жизни.
Ее муж и не настаивал. Настаивала мать - королева Екатерина Медичи.
К счастью, Филипп больше обращал внимание на мнение врачей, а не на мнение тещи, и позволил жене подрасти немного.
Но даже в 1562, когда они уже по настоящему стали мужем и женой, до внуков было еще далеко.
"На публике король всегда относится к жене с почетом и любовью, но в частной жизни она приносит ему мало удовлетворения" - писал венецианский посланник
Вопрос с соблюдением приличий и своего супружеского долга Филипп решал находчиво: торжественно и при свидетелях проходил в опочивальню Елизаветы, когда она уже... спала, сидел там тихонечко час-другой, слушая мирное посапывание супруги, и, довольный своей смекалкой, прокрадывался обратно в собственные покои.
Можно, конечно, предположить, что там короля ждала любовница... вероятно, и такое бывало, но судя по всему, Филипп чаще вел себя как герой анекдотов. Жене сказал, что к любовнице, любовнице- что к жене, а сам в кабинет- и работать, работать и еще раз работать.
Тем не менее Екатерина Медичи являлась опытной дамой, и ее такими наивными спектаклями было не провести. Королева-мать решила припереть нерадивого зятя к стенке.
"Екатерина Медичи дала указание своему послу получить аудиенцию у ее зятя и напомнить об ее "желании увидеть внуков" и выразить надежду, что король вскоре оправдает мнение, что он хороший муж."
Филипп на эти упреки лишь рассмеялся.
Во время своего отъезда в Арагон король приказал королеве Елизавете сидеть взаперти, разрешая выходить из покоев лишь на мессу. Двери на ночь опечатывались. Эти строгие меры вызвали горькие слезы королевы, однако Филипп был тверд и не взял ее с собой.
В итоге Елизавета таки нашла подход к Филиппу
Как именно - читайте здесь.
Но... как это часто бывает, чем лучше были ее отношения с мужем, тем хуже они становились с матерью.
Встреча, которая произошла между матерью и дочерью на конференции в Байонне, стала полным разочарованием для обеих сторон.
"Какой же испанкой ты стала, дочь моя!" - по легенде воскликнула Екатерина Медичи. И это не был возглас одобрения.
Тем не менее стоит признать, что в данном случае Елизавета вела себя более, чем разумно. Да, она пыталась продвигать в Мадриде французские интересы, но вся ее переписка полностью читалась и контролировалась королем. Да и не была Елизавета ровней Филиппу ни в искусстве интриг, ни в искусстве дипломатии.
Так что иногда стоит слушать свой внутренний голос, а не увещевания и просьбы матери. Даже если та - Екатерина Медичи.
А вот о сложных отношениях Черной королевы с испанским зятем - читайте в следующих статьях.