Да? Ну ладно. В самом деле - ну мало ли? Вдруг конкретно этот самолет у нас на паровой тяге и нужно таскать дрова и растапливать котел...
Как всегда, рассказ скорее художественный, а не документальный! Большая часть стандартных процедур вымарана безжалостной рукой, вместе с callouts!
Звонок застал меня в половине седьмого вечера... Звонил комэска. И сразу с места в карьер:
-Привет! Не разбудил? Не против полетать в закрепленном экипаже? Тебя планируем?
-Ээээ, ну здрасте... Разбудил - у меня выходной, имею право (пусть чувствует как он неправ, позвонив мне в выходной по рабочему вопросу в 7 часов вечера)... В смысле - в закрепленном? Опять какую-нибудь чухню придумали?
-Нет-нет! Ничего не придумали! Ну ты же у нас известный педагог - нужно с молодым вторым полетать!
-А он нормальный? Или будет как в прошлый раз? Ладно, но будешь должен.
-Конечно-конечно! Договорились! (Буду должен от мертвого осла уши).
Вот именно так я и влип. Банально и просто. А вот во что именно я влип, я узнал только через 2 недели. Пришел на вылет в МинВоды, а он уже поджидает... Мой второй пилот оказался вполне себе юным дарованием, двадцати четырех годков от роду. "Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче." Звался, правда не Федотом, а Вадимом. Пообщались маленько. С его слов: училище закончил на "отлично", при переподготовке вопросов не было, а на программе ввода в строй инструктор его постоянно хвалил и обращался к нему за советами. И именно Вадины советы несколько раз их спасли. Ну, то есть, паренек знаниями не обладает, умениями и навыками тем более. Зато понтов! Знакомо. Сам был не сильно лучше. Главное - достаточно наглый и летать хочет. Ладно, думаю, будем работать с тем, что имеем. Влипли так влипли... Так даже интереснее.
-Значит, Вадим - ты пилотируешь до МинВод, а обратно... (А обратно поглядим, может еще и не на чем лететь будет...)
Скотина я? Даааа! В Москве (в июне!) десять градусов тепла, низкая облачность, дождь и сильный ветер - то что нужно для взлета! А в МинВодах - жара под 40, пока штиль (это пока!), влажность и, к моменту нашего прилета, будет обалденная термическая болтанка. Поглядим-поглядим на тебя. Пришли на борт.
-Эээ, командир, а мне что делать?
Блин. В смысле? Ты ж орел? Тебя ж инструктор хвалил постоянно?
-Нууу, открывай SOP, раздел COCKPIT PREPARATION и читай - там все написано. И не забывай - ты пилотирующий.
-А, не. Я так-то знаю. Просто спросил, а то мало ли...
Да? Ну ладно. В самом деле - ну мало ли? Вдруг конкретно этот борт на паровой тяге и нужно таскать дрова и растапливать котел...
-Командир, я готов.
-Молодец, Вадик! Умничка!
И молчу. "Ты ковбой (PF), тебе и прыгать!". Входит старший бортпроводник:
-Кабина готова!
-Ок, задраиваемся и готовимся к буксировке. Предупрежу.
А Вадимка сидит и тупит.
-Ваааадя?
-Я!
-Ты! Именно ты! Have communication! ( ведешь радиосвязь)
-Ааааа! (Семен Семеныч!)
Прорезалось понимание! Доложил Вадим готовность, запросил запуск на стоянке! То есть - небезнадежен. И верно, знать-то знает, но боится. Впрочем, понять его можно - нянька в виде инструктора, готового подсказывать и исправлять ошибки, далеко. А я? А я - скотина и провокатор (мы это уже выяснили) и вообще - сторонник "бразильской системы обучения".
- Вадим? Рулить попробуешь?
-Я? Да!
-Хорошо. Только до предварительного с остановкой на нем. Если что - подскажу.
И тут же это чудовище - нннна РУДы вперед! Но я-то готов - возвращаю их назад.
-Вааадя? Может снимем со стояночного?
-Блииин... (Все ясно, нет еще рефлекса - сначала хватаемся за "ручник" и только потом - за РУДы. Ну и главное - волнение. Программу ввода в строй он ведь отлетал успешно)
-И еще - РУДы двигай по процентику - лучше остановиться, чем укатиться.
-Хорошо, командир. Я справлюсь. Но ты подстрахуй.
Подстра - что? Все, сломался... Морально раздавлен и унижен наш орел. Теперь он вовсе не орел, а просто молодой и неопытный второй пилот. Радует, что это до взлета произошло.
-Действия на взлете помнишь? На предварительном сигнал в салон. Я выруливаю на полосу, останавливаю самолет. Передаю тебе управление. Ты - ставишь режим 50%, после раскрутки двигателей - отпускаешь тормоза, ставишь режим и убираешь руку с РУД. Я диктую скорости, ты взлетаешь. После отрыва РУДы опять твои. Ок? (И! Не! Волнуйся! Ты! Так!)
-Ок. You have control (отдал управление).
-I have control. Take-off checklist below line (чеклист перед взлетом). И доложи вышке.
- Checklist complete (чеклист выполнен). Разрешение получено.
И вот! Наконец! Первый взлет! Без инструктора в кабине! Вадик, давай! И Вадик дал... А наше дело небольшое:
-Thrust set! One hundred! V1! Continue! Rotation! Positive climb! (Тяга взлетная, сто узлов, скорость V1, продолжаем взлет, подъем, положительная набора).
Ииии, млин? Ладно, опять Вадимка подлип, я могу и сам...
-Gear up! Gear up! Вадик, не спи! (Шасси убрать! Шасси убрал!)
- Ээээ, AP - ON! (Автопилот включить)
- AP-ON. ("Работай спокойнее, Соломон, не имей эту привычку быть нервным на работе!") И не забудь про механизацию.
И про механизацию Вадим не забыл. Зато забыл про установку стандартного давления. Впрочем, он вспомнил про чеклисты и это спасло дело. И до самой посадки больше не произошло ничего интересного... Провели брифинг, обсудили все действия на заходе, выдохнули и приступили к снижению. Началось все, когда мы спустились с эшелона тысяч до 10 футов (примерно 3 км) - затрясло. Не постоянно, как это бывает в струе или в плохую погоду, зато конкретно! Термичка, мать ее! Кучевочка шикарная - сейчас бы планер, а не вот это вот все... Но, отличие пилота опытного, от пилота неопытного в том и заключается, что опытный может и приборы контролировать и связь вести и в окно поглядывать и о планере мечтать. И на все это хватает времени. Неопытный же - в вечном цейтноте. Но нам того и надо: раньше сядешь - раньше выйдешь! То есть в таких условиях быстрее освоишься.
-Вадим, а давай-ка мы курс в SELECTED покрутим? (То есть курс автопилот будет выдерживать не тот, что задан компьютером, а тот что мы вручную накрутим на задатчике).
-Ок. Heading 1-6-8 set. (курс 168 градусов установлен).
Прикольно, да? Выдерживание курса теперь это еще один фактор который Вадиму нужно держать в голове. Все-таки помимо термички разгулялся и ветер - с курса сдувает. Сейчас довернем и посмотрим, что ты делать будешь...
-Heading 2-2-7 set! (установил курс 227 градусов).
-Heading 2-2-5 set!
-Heading 2-2-4 set!
Ого! Похвально. Сам все сделал, отловил нужную поправку, помощь не понадобилась!
-Speed 2-0-0 set! (установил скорость 210 узлов).
Да? Не рано ли? Впрочем, все правильно - начав чуть раньше гасить скорость и выпускать механизацию Вадим дает себе больше времени на каждое действие.
-Flaps 1! (Закрылки в положение 1)
-Speed checked, flaps 1. (проконтролировал скорость, закрылки в положение 1 выпустил)
Наконец выпустили закрылки 2 и шасси. Блин, я бы позже все это сделал, но - пилотирую не я. А Вадик имеет право делать так, как ему удобнее. Но вот он опять затупил - заходим мы по ILS (курсо-глиссадная система, это обговорено на брифинге), а самолет сейчас летит по вручную заданному курсу. Наша же задача сейчас - заставить его захватить курсовой лепесток КГС и выйти на полосу с нужным курсом.
-Вааадим, мы куда с этим курсом летим? И с этой скоростью? Тормозить не пора?
Пауза...
-Спасибо! Arm loc! Speed 1-6-0 set. (нажал кнопку захвата курса)
И, без перерыва:
-Flaps full! Ой, нет! Flaps, эээ, 3!
-Speed checked... (ждем пока упадет скорость) Flaps 3.
Ой, красавчик... Сам заметил и исправился... Ладно... Довыпустились полностью, вошли в глиссаду. Вообще-то мы договаривались, что Вадим отключит автопилот как можно раньше, как только выйдем на посадочный курс. И где? Ааа, вот оно: пуум, пууум, пуум!
-AP OFF!
Вообще, в такую как сегодня погоду, раннее отключение автопилота это скорее благо - появляется время прочуствовать болтанку и привыкнуть ее парировать. Вроде у Вадима получается почти неплохо. Но будем посмотреть, перед нами стоит шикарнейшее кучевое облако - мы пролетим заметно ниже него, но сюрпризы возможны. Подходим к высоте стабилизации, докладываю:
-One thousand, stabilized! (тысяча футов/триста метров, заход стабилизирован, то есть имеем право выполнить посадку).
-Continue! (продолжаем заход)
А высота принятия решения у нас сегодня 300 футов. Уже готовлюсь услышать от Вадима - Landing/Садимся, как вдруг понимаю, что мы поперли вверх. И скорость растет! Вот это и есть то самое облачко - поймали мощный восходящий поток.
-Windshear, windshear, windshear - надрывается самолет. А наш Вадим явно словил клина от неожиданности... Эх, придется самому...
-Windshear escape!
И Вадик устанавливает режим TOGA (взлетный) двигателям. Молодец, вообще-то. Опомнился, но... Пауза была непозволительно долгой - будь высота поменьше, а пойманный поток не восходящим, а нисходящим - было бы все не так хорошо. Понятно почему так - отработка этого маневра на тренажере и первое попадание в конкретный такой сдвиг ветра в реальности это все же разные по уровню нервозности вещи. Но, на то и щука в пруду, чтоб карась не дремал. Расслабляться не стоит.
-I have control. Activate secondary. (забрал управление, активируй запасной флайтплан).
Все, дальше я сам. Сейчас отдавать управление второму пилоту это преступление. От пережитого стресса наделает мелких глупых ошибок и начнет от этого нервничать еще больше. Беды-то не будет, погода, в принципе нормальная, да и наворотить ему по-крупному я не дам - отберу управление и все исправлю. Но - зачем? Даже говорить про слишком запоздалое выполнение маневра выхода из сдвига мы будем не сейчас...
Продолжение следует... (Ссылка на вторую часть)