Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 4 сентября 1941 года, в семьдесят пятый день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью "Вторая Мировая: день за днём. 3 сентября 1941 года. Семьдесят четвёртый день Великой Отечественной войны".
Продолжим!
На Петрозаводском направлении вновь перешла в наступление финская Карельская армия. Её окончательной задачей было взятие города-порта Архангельск и столицу Карелии город Петрозаводск.
Отправились первые суда с продовольствием и боеприпасами в Ленинград через Ладожское озеро. Впоследствии этот маршрут будет называться "дорогой жизни".
В течение Демянской наступательной операции немцев (об исходе прошлых боёв здесь), советское командование, понимая сложившуюся ситуацию, попыталось организовать новый контрудар, который как таковой так и не состоялся. Наступающие части противника, в основном 57-й танковый корпус, оказались значительно сильнее.
Командующий 57-м танковым корпусом Вермахта генерал танковых войск Адольф Кунтцен.
В ходе Рославльско-Новозыбковской операции советских войск (о начале её здесь), советское командование ввело в сражение основные танковые резервы. Шёл очень тяжёлый бой с массовым применением механизированной техники с обеих сторон. Части Вермахта сражение выигрывали, но вынуждены были подтянуть все имеющиеся резервы, прекратив развитие наступления на других участках фронта.
Впервые в Вермахте с самого начала Второй Мировой войны возник спор относительно увольнения или последующего оставления в должности одного из ключевых генералов сухопутных войск. Командующий 2-й танковой армией генерал Г. Гудериан, понимая очень сложную ситуацию своих войск, а также неправильные действия Генерального штаба Вермахта настолько разругался с вышестоящим командованием, что командующий ГА "Центр" Фельдмаршал Ф. фон Бок и начальник Генштаба сухопутных войск генерал-полковник Ф. Гальдер затребовали у Гитлера отставки Г. Гудериана. Пока последний остался на своём посту, однако это был первый прецедент последующего кризиса между Гитлером и высшим генералитетом Германии. Но об этом я расскажу позже.
Умер от последствий тяжёлого ранения командир 259-й стрелковой дивизии генерал-майор Ф. Н. Шилов.
Состоялось последнее нанесение массированного бомбового удара советской авиации по Берлину на первом этапе войны. После исхода Балтийского флота из Таллина был и оставлен аэродром на острове Сааремаа, ближайшей точки для нанесения удара советскими бомбардировщиками.
В Советском Союзе создан новый род войск - Воздушно-десантные или сокращённо ВДВ.
Ещё в конце 1920-х была успешно применена практика по приземлению самолёта и высадке из него пехоты в тылу врага во время борьбы с различными антисоветскими силами. 1930-й год стал переломным, когда было предложено осуществлять десантирование с воздуха на парашютах без приземления воздушного судна на землю, что многократно упрощало выполнение подобных операций. Этим заинтересовалось командование РККА, постепенно начали создаваться первые подразделения будущих ВДВ, помимо этого нарастал и объём учений по их подготовке.
Вскоре возникла новая и весьма успешная идея вместе с личным составом перебрасывать каким-либо способом лёгкие артиллерию и танки, бронеавтомобили, а также запасы продовольствия и боеприпасов для возможности ведения боевых действий десанта в тылу врага на длительное время.
На фото: десантирование с бомбардировщика ТБ-3.
В 1938-м году был утверждён новый штатный состав ВДВ и созданы первые шесть воздушно-десантных бригад, выводившиеся из-под ведомства ВВС, в котором они были изначально и передавались сухопутному командованию.
Подразделения данных бригад участвовали в боевых действиях в конфликте с японцами у озера Хасан, в войне с Финляндией, а также при вводе РККА в западные Белоруссию и Украину, в Бессарабию и Северную Буковину. При этом проявили себя с самой лучшей стороны и значительное количество солдат и офицеров ВДВ были награждены орденами и медалями за успешное выполнение поставленных задач.
К 1941-му году ВДВ уже заметно начали отличаться от сухопутных войск в плане боевой подготовки и своих возможностей, фактически уже став частями специального назначения.
На фото: конец 1930-х, погрузка десанта на самолёт. Учения.
Более того подразделения ВДВ были объединены в пять воздушно-десантных корпусов, каждый из которых был развёрнут в пяти военокругов европейской части СССР. На их базе должны были в будущем созданы ещё более мощные соединения ВДВ, а ещё в ВДВ начали массово применяться и планеры.
На фото самый массовый в советских ВДВ планер А-7-1.
Однако начавшаяся Великая Отечественная война всё перевернула.
Из-за быстрого продвижения Вермахта вглубь СССР для его остановки бросалось в бой всё, что можно. В том числе и части ВДВ, которые использовались в "затыкании" брешей в линиях обороны как обычные стрелковые дивизии. Они вновь проявили себя с самой лучшей стороны, но понесли настолько большие потери, что практически перестали существовать.
В начале осени 1941-го ВДВ стали отдельным родом войск, их первым командующим назначен генерал В. А. Глазунов. Помимо этого начали формироваться новые десять корпусов ВДВ.
Однако из-за сложной ситуации на фронте восемь из них летом 1942-го вновь были преобразованы в гвардейские стрелковые дивизии, переброшены под Сталинград и понесли очень большие потери.
О генерале В. А. Глазунове я расскажу позже.
Позже корпуса были созданы вновь, а в конце 1942-го на их базе образованы уже десять дивизий ВДВ.
Во время Великой Отечественной войны ВДВ применялись по их непосредственному назначению лишь четырежды: в боях под Демянском и Вязьмой в 1942-м, в 1943-м при форсировании реки Днепр и в 1945-м в разгроме японцев.
В послевоенный период они множество раз реорганизовывались, сокращались и вновь увеличивались. В итоге значительно усилили свою мощь, численность и возможности, став фактически сильнейшим и многофункциональным родом войск в СССР, а позже и России. Этому способствовало два фактора: прекрасные организаторские способности самого известного командующего ВДВ генерала В. Ф. Маргелова, который занимал эту должность почти двадцать три года, а также создание в 1950-х тяжёлого транспортного самолёта Ан-12, который впервые мог десантировать и личный состав и специально разработанную для ВДВ бронетехнику.
Сейчас воздушно-десантные войска продолжают нести службу в составе ВС РФ. Во время СССР ВДВ командовали четырнадцать генералов, самые известные из которых: В. Ф. Маргелов, В. А. Глазунов, В. В. Глаголев, А. В. Горбатов, П. С. Грачёв. ВДВ РФ на данный момент восемь, самый известный из них генерал В. А. Шаманов.
О генерале армии Василие Филипповиче Маргелове я также расскажу в одной из своих последующих статей.
Опубликована очередная сводка Совинформбюро.
Утреннее сообщение:
В течение ночи на 4 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.
Вечернее сообщение:
В течение 4 сентября наши войска продолжали вести бои с противником на всём фронте. В течение 2 сентября наша авиация в воздушных боях и на аэродромах уничтожила 52 самолёта противника. Наши потери - 28 самолётов. В Балтийском море наша авиация и торпедные катера атаковали транспорты и сторожевой корабль противника. В результате атаки один транспорт и сторожевой корабль от попадания торпед затонули, два транспорта, получив крупные повреждения, выбросились на берег.
(Материал взят с сайта. Ссылка: https://2w.su/inform/1854)
А у меня пока всё! Почитать следующую статью о 5-м сентября 1941-го года можно перейдя по ссылке:
Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.