Найти в Дзене

Деловые игры на уроках

Оглавление

Деловая игра - это метод активизации творческой деятельности учеников. Деловая игра имитирует реальную жизнь, что позволяет участникам экспериментировать, проверять разные способы поведения, решать различные проблемы. Расскажу о нескольких видах деловых игр, которые можно проводить на уроках.

Имитационные игры

На уроке воссоздается деятельность какой-либо организации, предприятия или подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов.

Например, на уроке русского языка по теме "Публицистический стиль" можно поиграть в редакцию газеты, где происходит работа над номером (планерка, написание материалов, корректура, верстка, анализ номера).

Для уроков иностранного языка, чтобы отработать тематическую лексику, подходит игра в магазин (процесс покупки и продажи товаров).

На уроке технологии можно поиграть в ресторан, а именно в работу кухни (в составление меню, подготовку продуктов, приготовление и сервировку блюд).

Для уроков географии уместна игра в турфирму, разрабатывающую маршруты и туры для путешествий.

Операционные игры

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных операций. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. Подходят для уроков, имеющих практическую направленность: биология, технология, ОБЖ, информатика и др.

Например, на ОБЖ для отработки навыков перевязки вполне можно разыграть "госпиталь" или "медпункт". На уроке биологии или технологии можно поиграть в "ферму" или "теплицу".

Ролевые игры

В таких играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения ролевых игр разрабатывается "пьеса" (ситуация), между участниками распределяются роли с обязательным содержанием.

Это, например, урок-суд, урок-НИИ (научно-исследовательский институт), урок-путешествие, урок-аукцион, урок-мастерская, урок-конструкторское бюро и др.

Деловой театр

Инсценируется поведение человека в определенной обстановке. Участники должны мобилизировать весь свой опыт и знания, вжиться в образ того или иного лица, понять его поступки, оценить обстановку, выработать линию поведения. Основная задача инсценировки - совершенствовать умения ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему и чужому поведению, устанавливать контакты с людьми.

Заранее оставляется сценарий, где описываются конкретные ситуации и роли, задачи персонажей.

Могут быть использованы такие типы ролей: генератор идей, имитатор, эрудит, аналитик, организатор, сомневающийся, противник, лидер, программист, журналист, блогер и др. В более младших классах можно предлагать роли попроще: художник, математик, историк, путешественник, мастер, незнайка, наблюдатель, экспериментатор и т.д.

При подготовке уроков игр любых видов учитель должен придерживаться нескольких правил:

  • игра должна быть значимой для участников;
  • необходимо подбирать ситуации, которые могут быть решены в рамках занятия;
  • надо правильно подбирать и распределять роли, четко определять их функции;
  • руководить игрой должен либо сам педагог, либо хорошо подготовленный ученик;
  • игра должна быть интересной и неотрепетированной, роли не надо разучивать заранее.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".