История знает не мало случаев, когда народная молва дает нелестные эпитеты тем или иным происшествиям, а порой и предметам. Проклятые алмазы, несчастливые корабли и автомобили. Но, в этот раз неудачные стечения обстоятельств были помножены на самый «тупой» экипаж, который как будто, специально собрали на одном борту.
27 сентября 1943 года на воду был спущен эсминец класса «Флетчер», самый массовый военный тип, когда-либо производившийся в США. Новый корабль получил свое имя - «Уильям Д. Портер» в честь коммодора ВМС США времен Гражданской войны. Опытный участник сражений отличался завидной удачей и незаурядным умом, что не скажешь о его «корабельном тезке».
Все началось еще при первом спуске, корабль не до конца выбрал якорь и на ходу повредил стоявший рядом однотипный эсминец. Как итог, спускали на воду одно судно, получили в ремонт два. С каждым могло случиться, рассудили в американском адмиралтействе и не стали обращать внимание на «удачное» начало.
После необходимых ремонтных работ «Вилли Ди», как начали называть корабль сами моряки, отправился на свое скучное, но, тем не менее, очень важное задание. «Портер» был включен в конвой, который сопровождал линкор «Айова», обеспечивая ему охрану от сил противника, в том числе подводных лодок. Задание становилось совсем архиважным, потому что на борту линкора находился сам президент США Франклин Рузвельт. Он должен был проследовать в Каир, а оттуда в Тегеран на секретную конференцию с участием Черчилля и товарища Сталина.
Страшно представить, что было бы, если силы Кригсмарине (военно-морской флот Третьего Рейха) смог бы потопить «Айову» вместе с лидером США. Жуткий сон всех американцев, но забегая вперед, стоить отметить, что немецких подлодок бояться не стоило, стоило бояться «Вилли Ди» …
Выйдя по направлению к Каиру, конвой соблюдал полное радиомолчание, дабы немцы не перехватывали сообщения о наличии на борту «первого». Сообщение между корабля осуществлялось, как в старые добрые времена, при помощи разноцветных флагов на мачте. Как назло, в начавшемся шторме у эсминца «Вилли Ди» сорвало с палубы глубинную бомбу. Та, находилась на боевом взводе, на случай внезапной атаки вражеской субмарины. Потому, не сложно догадаться, что в скором времени, за кормой «Вилли Ди» прогремел взрыв.
Произошедшее было воспринято остальными корабля, как начало немецкой подводной атаки. Корабли эскорта бросились выполнять маневры уклонения, которые предписывались выполнять при торпедной атаке. Командиры кораблей пытались понять, откуда было произведено торпедирование, куда могла скрыться (направление) подводная лодка, и что вообще надо предпринимать. При этом, американские моряки прекрасно понимали, что находятся в зоне действия «волчьей стаи» адмирала Дёница. Паника и суматоха, дополнительно усиливалась при полном радиомолчании, спросить, что-либо ни у кого нельзя, в шторме флагов не видно. Картина была просто «загляденье». Мешанина из кораблей, потерявших строй, в поисках «призрачного врага». А «Вилли Ди» в «завязавшемся бою» уже успел понести первые потери – волной от взрыва сбросило в штормовой океан одного матроса и часть корабельного оборудования.
Поскольку строгий приказ держать радиомолчание никто не отменял, «Портеру» оставалось только наблюдать на все те действия, которые выполняли корабли эскорта. А когда они еще и начали хаотичное бомбометание, в надежде, хотя бы случайно попасть по немецкой подлодке, капитан «Вилли Ди», наверно схватился за голову. Только спустя продолжительное количество времени, всем стало ясно, что же все-таки произошло. Неловко получилось, что тут скажешь. Да еще и один из паровых котлов (из четырех) на злополучном эсминце стал неисправен. Из-за этого «Вилли Ди» терял скорость и никак не мог догнать конвой. Пришлось чинить все в авральном режиме и догонять «президентский кортеж».
Когда на борту разгильдяй
После небольшого «шоу» с поиском немецкой подлодки настроение президента Рузвельта стало клониться к режиму – «мне скучно», и чтобы как-то себя развеселить, он пожелал посмотреть, как американские, бравые моряки проводят учебу по зенитной тревоге и торпедной атаке. Хотя конвой шел в радиомолчании, в полной тишине, отказать президенту «пошуметь» адмирал не осмелился. С линкора был дан приказ всем кораблям продемонстрировать свои боевые навыки.
В воздух были подняты воздушные шары, которые имитировали вражеские самолеты, а зенитчики, на радость Рузвельта, начали по ним палить. Благополучно отстрелявшись, зенитчики уступили место торпедным атакам. Суть учебной атаки заключалась в том, что стартовый механизм торпеды предварительно извлекался, тем самым, не давая торпеде покинуть пусковую трубу. Потому данная учебная практика являлась всего лишь – имитацией. Так как опасаться было нечего, как все думали, то главную мишень назначили «Айову», т.е. линкор главнокомандующего адмирала и президента всей страны. А торпедная атака должна быть выполнена всеми эсминцами конвоя, в том числе и «Вилли Ди» …
Когда настала очередь «Портера» все было готово, кроме матроса Лоутона Доусона. Парень проявил невероятную глупость и просто оставил стартовый заряд на торпеде, забыв его снять. Видя такую ситуацию в кино, мы бы плевались и говорили, что такое просто невозможно. Как можно забыть стартовый заряд в трубе, когда торпеда нацелена на адмиральский линкор с Рузвельтом на борту, а нет, такое оказалось возможным.
В итоге 14 ноября 1943 года, в ходе учебной торпедной атаки по линкору «Айова», эсминец «Уильям Д. Портер» выпустил боевую торпеду. Как только капитан «Вилли Ди» понял, что произошло, и что произойдет, то отдал приказ лихорадочно семафорить линкору световой сигнализацией о необходимости немедленного уклонения. Однако, на его сигналы никто не реагировал, а боевая торпеда сокращала расстояние до борта «Айовы».
Уилфред А. Уолтер, капитан «Уильям Д. Портер» в нарушение приказа о радиомолчании, начал орать в эфир о торпедной атаке. Насколько сжалось кое-что у бывших на борту «Айовы» мы можем только догадываться, но ходят слухи, что если бы «там» были угольки – по выходу получились бы отличные алмазы.
Браво командиру «Айовы», он среагировал как положено, линкор успешно выполнил маневр уклонения, и торпеда прошла мимо. При этом, «путь» белой линии на морской гладе был отчетливо виден господину президенту. Взорвавшись в 300 метрах от линкора, торпеда подняла огромный столб брызг, чем несказанно порадовал Рузвельта и привел в бешенство адмирала Кинга. «Айова», по приказу адмирала, навела все свои орудия на «Вилли Ди», всерьез опасаясь, а не спланированная ли это диверсия? Капитану Уолтеру было предложено отправиться на базу на Бермудских островах, где «федералы» будут разбираться со всем экипажем. К слову сказать, это единственный случай в истории, когда весь экипаж был арестован. Но, стоит отметить, что «федералы» сработали на твердую 5. Они выяснили, что заговора нет, просто матрос Доусон был очень, очень тупой. Его приговорили к 14 лет каторге, но президент лично помиловал парнишку. А «Вилли Ди» вернулся в строй.
Тихоокеанский рубеж
«Тупой республиканец», так окрестили матросы США «Вилли Ди», «тупой» понятно почему, а «республиканец», потому что Рузвельт был демократом, а так как корабль «пытался» его «убить», то в народе это обыграли как демократ против республиканца, стандартное противостояние на политической арене США.
«Удачный» эсминец направился на войну с японцами. Но во время перехода от Панамского канала до Алеутских островов, «Вилли Ди, не вступая в бой успел получить серьезные повреждения. Каким образом, до сих пор остается загадкой. После починки, корабль добрался до пункта назначения. Незадолго до отхода в Сан-Франциско, одна из башен главного калибра эсминца произвела самопроизвольный выстрел, в сторону собственного побережья… Снаряд упал на территорию гарнизона базы, к счастью никто не пострадал, но случай добавил еще «одну тупость в копилку эсминца».
Если брать весь экипаж корабля, то хуже всех там окажутся зенитчики. Будучи направленным в сторону Филиппин, «Вилли Ди» оказался в самом эпицентре действия японской авиации. При этом, зенитчики эсминца так и не смогли сбить ни один вражеский самолет, но всегда с энтузиазмом палили в любую летящую цель, с таким остервенением, что частенько орудие заклинивало. Американские пилоты, зная «особую сообразительность» экипажа данного эсминца всегда старались держаться от него подальше, на всякий случай.
Во время высадки американского десанта, эсминец в составе эскадры должен был обеспечить прикрытие пехоты от огня противника с моря и воздуха. В попытке сбить один из японских кораблей, зенитчики «Вилли Ди» «прошлись» по своим – американскому эсминцу «Щука» («Luce»). Капитан собрата не стал сильно распыляться по этому поводу, ведь никто не погиб, и он прекрасно понимал, что это сделал «Тупой республиканец», потому со спокойствием и юмором, он связался с «Вилли Ди»: «Не стреляйте в нас, мы тоже республиканцы!», но экипаж «Портера» кажется вошел во вкус. Поддерживая десант, эсминец сбил вражеский японский самолет и целых 3… американских самолета. Это успех, господа!
Закончил свой жизненный путь «Вилли Ди» не менее глупо. В 8:15 10 июня 1945 года, используя сильную облачность, японский бомбардировщик показался над эсминцем. «Бравые» зенитчики стали лихорадочно палить в летящую цель. Ураганный огонь сделал свое дело, бомбардировщик был подбит. Японец рухнул рядом с бортом корабля, на палубе праздновали свою маленькую победу. Тем временем, японский самолет начал погружаться на морское дно, а одна из прикрепленных к нему бомб сдетонировала, прямиком под ватерлинией эсминца. Пробоина и начавшийся пожар предрешили судьбу «Вилли Ди». Капитан корабля отдал приказ об оставлении эсминца, и через 12 минут «Уильям Д. Портер» затонул.
На этом история «Тупого республиканца» была окончена, но «слава» этого корабля до сих пор в сердцах всех американских моряков.
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!