Присутствие публики может сильно повлиять на то, как человек себя поведет, оказавшись под наблюдением. И не имеет значения, действительно ли эти люди поставили перед собой задачу оценить действия наблюдаемого или же они просто находятся в одном с ним помещении – человек так или иначе будет стараться выглядеть лучше в глазах других.
Данное социальное явление называется «эффект аудитории» и оказало существенное влияние на большинство социальных экспериментов не в лучшую сторону.
Эффект аудитории. Что же это?
Об эффекте аудитории известно уже более 110 лет, но он до сих пор остается не до конца изученным. Факт того, как люди реагируют на аудиторию, меняется в зависимости от их развития, личностных особенностей, культурного фона и клинического диагноза, включая аутизм и тревожное расстройство.
Эффект аудитории (эффект Зайонца) возникает, когда человек видит или предполагает, что за ним следит кто-то другой. Он может быть спровоцирован простым присутствием сородича, который, кстати, часто даже не взаимодействует с самим участником.
Суть эффекта сводится к тому, что присутствие других людей может оказать значительное влияние на деятельность наблюдаемого как в положительную, так и отрицательную сторону.
Большой вклад в изучение данного эффекта внес американский психолог польского происхождения Роберт Зайонц. Он доказал, что склонность к изменению поведения наблюдается у представителей разных видов, включая тараканов, крыс и обезьян.
Зфйонц объяснил, что изменение в возбуждении нервной системы человека, вызванное присутствием наблюдателей, может повлиять на его производительность различными способами в зависимости от уровня сложности задания и контекста. Также он сделал убедительное заявление, что возбуждение помогает участникам лучше выполнять простые задачи и усложняет решение сложных.
В присутствии других людей, даже близких, человек может испытывать дискомфорт, стресс и волнение. Особенно ярко это проявляется во время публичных выступлений, когда, казалось бы, хорошо выученный текст, совершенно вылетает из головы.
Когда чувства и мысли человека в присутствии разных людей отличаются от его чувств и мыслей наедине с собой, можно говорить об эффекте аудитории.
Исследования эффекта аудитории.
Самое раннее предположение, что наблюдатели могут влиять на поведение человека, было сделано в 1898 году американским психологом Норманном Триплеттом. Он обнаружил, что велосипедисты быстрее соревнуются друг с другом по сравнению с обычными заездами на время.
Триплетт попытался воспроизвести это в лабораторных условиях. Суть эксперимента заключалась в следующем: дети должны были намотать определенное количество рыболовной лески на катушку. Задание выполнялось на время, а участники выполняли его либо в одиночестве, либо в парах. Эксперимент показал, что многие дети работали быстрее в присутствии партнера, выполняющего ту же задачу, что наглядно демонстрирует эффект совместного действия.
Ученые обнаружили, что производительность человека улучшается в результате присутствия наблюдателей, в то время как другие ученые полагают, что его эффективность в тех же условиях может значительно снижаться (социальное торможение).
Как именно проявится эффект аудитории, зависит от типа задания: люди, как правило, работают эффективнее, когда они знакомы с поставленной задачей или хорошо усвоенными навыками. А социальное торможение возникает при выполнении сложных или новых задач.
Другие исследования эффекта взаимодействия показывают, что рабочие муравьи копают в три раза больше песка на одного муравья, работая в присутствии своих сородичей, чем в одиночку. Доказано также, что животные употребляют больше пищи, если рядом будут присутствовать представители их вида.
Причины возникновения эффекта аудитории.
По мнению некоторых исследователей, эффект аудитории возможен из-за следующих когнитивных процессов:
- Самопрезентация – как человек представляет миру свою публичную личность.
- Управление репутацией – человек задумывается, как бы он хотел, чтобы его воспринимали окружающие.
- Коммуникация, которая предполагает, что все, что люди делают на публике, является частью социального инстинкта и создания общей основы для общения.
Эти три различных объяснения поведения, вызывающего эффект аудитории с точки зрения самопрезентации, управления репутацией и коммуникации, основаны на тех или иных когнитивных процессах. Именно понимание данных процессов необходимо, чтобы не стать заложником эффекта аудитории или любой другой ловушки мышления.
Факторы, влияющие на эффект аудитории.
Важно понимать, что особенности участников также могут влиять на их реакцию на наблюдение. Необходимо учитывать черты личности, различия между западными и восточными культурами и клинические различия в социальном тревожном расстройстве.
Именно эти данные могут показать, как люди в разных контекстах могут демонстрировать различные реакции на наблюдение, и таким образом помогают исследователям понять когнитивные механизмы, лежащие в основе эффекта аудитории.
В многочисленных исследованиях изучались такие личностные характеристики, как тревожность, чувство собственного достоинства, интроверсия и экстраверсия по отношению к эффекту аудитории.
Культуры по всему миру различаются тем, насколько люди считают себя независимыми от мнения других. Данная склонность проявляется больше у представителей западной культуры. Представители же восточных традиций проявляли большую взаимозависимость. Есть некоторые основания полагать, что это может привести к различиям в том, как люди относятся к эффекту аудитории.
Исследователи предполагают, что изображения другого человека могут вызвать беспокойство у людей из восточноазиатских культур и чувство безопасности у американских участников. Данные, подтверждающие эту гипотезу, взяты из исследования, в котором европейские, американские и азиатские участники выполняли ряд заданий, находясь под наблюдением, и без него.
Полученные результаты показали, что азиаты показали больший негатив, связанный с собственными ошибками по сравнению с европейскими и американскими членами группы. Это можно объяснить тем, что они чувствуют большую угрозу, когда за ними наблюдают, и, соответственно, становятся более чувствительными к собственным ошибкам.
Эффект аудитории также больше проявляется у людей с низкой экстраверсией и высокой взаимозависимостью.
Подавляющее большинство исследований эффекта аудитории проводилось со взрослыми людьми. Однако при рассмотрении данного явления большое внимание следует уделять развитию умственных способностей в младенчестве, детстве и подростковом возрасте.
Очень немногие исследователи изучали влияние аудитории в младенчестве. Изучение поведения детей старшего возраста показывает, что влияние эффектов аудитории на человека развивается постепенно. Эффект аудитории больше проявляется у подростков в возрасте 9-11 лет, выполняющих двигательную задачу, чем у ребят возраста 7-8 лет. Эти исследования подразумевают увеличение влияния эффекта аудитории с возрастом.
Развитие эффекта аудитории продолжается в подростковом возрасте, когда происходят изменения в самооценке, репутации и отношениях со сверстниками.
Заключение
Эффекты аудитории присутствуют при решении ряда задач, включая социальные, экономические, физические и эмоциональные уровни. Данный эффект нельзя объяснить только сложностью задания. На него может влиять большое количество факторов и характеристик, например, темперамент человека, уровень его тревожности, самооценка, культурные традиции, в которых он вырос, возраст и интеллектуальные способности.
Идентичность, самосознание, ожидания других, знания, убеждения, уверенность – все это объединяется в коктейль, который никогда не перестает влиять на человека. Но чем больше мы знаем о своих особенностях, тем больше мы застрахованы от попадания в ловушки мозга.