10.07.1942 года
Продолжалась зачистка форта «Максим Горький». При зачистке потерн «Максима Горького-2» 170-й пд захвачено еще 170 пленных [1]. К операции привлечены 240-й велоэскадрон и пионерный батальон 170-й пд[2]. Завершение операции планировалось 11 июля. По состоянию на эту дату, с момента начала штурма, 30-м корпусом захвачено 80914 пленных.
Из воспоминаний Лубянова: «10 июля день был спокойный. Члены партии, собравшись решили, что дальше укрываться в 35-й батарее бессмысленно. Было решено выйти двумя группами - одна в сторону маяка, а другая в сторону мыса Феолент. Днем 10 июля мы заготовили побольше вареного риса и поставили его перед тяжело ранеными.
Первая группа вышла в 9 час.30 мин. вечера - 4 человека в сторону маяка, я со второй группой в 4 человека принесли морской воды, подали ее наверх и пошли в сторону Херсонесского маяка. Ночь, темно. Один из нашей группы, шагнув неосторожно, вызвал обвал камней. Камни зашумели и мы едва успели укрыться в пещере, как сверху пустили ракету. Сверху полетали гранаты , брошенные немцами. Почти два часа продолжался над нами разговор немцев. Потом они, очевидно, успокоились и ушли. Но вдоль берега идти было невозможно. Местами приходилось пробираться вплавь. Уже начало светать. Мы укрылись в гроте. Я целый день купался. Поел морских ракушек, нашли коробку консервов - компот груша, съели с удовольствием. Рука у политрука сильно опухла, началась гангрена, он все время уговаривал оставить его одного, но я сказал, что. не брошу. Перед самым вечером он лег в пещерке, а я пошел посмотреть, куда можно идти. В это время раздался выстрел: это политрук роты застрелился.
Я оставаться больше не мог я двинулся дальше. По дороге увидел спускающийся телефонный провод, попробовал - он держится хорошо. Я дождался пока стемнело. Кругом было много трупов. Присмотревшись, я увидел, что большинство было самоубийц.
Осмотрелся и увидел впереди вдали городок батареи. Я пополз по-пластунски, так как подняться было нельзя – немцы пускали ракеты и освещали местность. Силы вставили меня, сказывалась голодовка и дизентерия. Немного левее городка была свалка разбитых машин. Я заполз в одну из них и уснул. Проснувшись, увидел немцев. Попал в плен».
11.07.1942 года
По данным документов 11 армии продолжалась дальнейшая зачистка «Максима Горького-2» [3]. В 14 часов произведен мощный подрыв массива и башен батареи.
Войдя в казематы 35-й батареи противник обнаружил только убитых и тяжело раненых. В плен были захвачены 7 человек, в том числе одна женщина. Других записей по 35-й батарее и мысу Херсонес в немецких документах нет. На схеме из книги И.С.Маношина последняя точка обороны обозначена в районе выходов из казематов 35-й батареи к морю, и стоит дата 17-е июля. Тот район, который указал И.С.Маношин в качестве последней точки обороны, так же зачищен 9 числа. Можно поставить точку?
Оказалось, что нет. 16 числа, в журнале боевых действий 11 армии стоит запись: «16 июля 1942г. (!) при зачистке берега между мысом Херсонес и мысом Феолент, форта «Максим Горький-2». Пленены 250 человек». Как выяснилось, сопротивление отдельных советских групп продолжалось, действительно до 17 июля, но в другом районе.
[1] NARA T-312 R-1691 fr.0230
[2] NARA T-314 R-828 fr.0288
[3] NARA T-312 R-1691 fr.0231