Найти тему

Робин Гуд: реальность или легенда

Оглавление

Приветствую вас на канале «Выходец из библиотеки». Есть ли хоть один человек из вас, кто не знает про Робин Гуда? Робин Гуд чрезвычайно популярный персонаж множества книг. А уж сколько фильмов и сериалов о нем снято, начиная с диснеевских мультфильмов и заканчивая фильмами снятыми еще в Союзе. А какой великолепный сериал «Робин из Шервуда» был снят в Великобритании в 80-х годах прошлого столетия, помните?

Робин Гуд – благородный разбойник, защищающий бедняков, наказывающий за несправедливость, поставивший моральный кодекс превыше закона. Но был ли этот герой настоящим? Или он всего лишь герой средневекового эпоса?

Фредерик Вард в роли Робина Гуда (1895). Изображение: Общественное достояние.
Фредерик Вард в роли Робина Гуда (1895). Изображение: Общественное достояние.

Миф, легенда или реальность?

Как и многие другие фигуры, связанные с мифами и историей, происхождение Робин Гуда уходит корнями в период политических волнений и культурных перемен. Лидер сопротивления, постоянно преследуемый пресловутым шерифом Ноттингемским, Робин Гуд перехитрил элиту и праведно защищал угнетенных.

Легенда о Робин Гуде пестрит историческими личностями и народными героями, но реальность Робина остается спорной. Мир, породивший героя, лежит в бурном политическом ландшафте Англии тринадцатого века.

Робин Гуд в 19 и 20 веке

Истории о Робин Гуде, которые мы знаем сегодня, являются продуктом литературных и поэтических традиций XVI-XIX веков. Они на несколько столетий оторваны от той исторической эпохи, которая породила оригинальных разбойников. Робин Гуд был заново открыт в 19 веке после публикации чрезвычайно популярной средневековой сказки сэра Вальтера Скотта "Айвенго". В эту эпоху средневековые герои, такие как Робин Гуд, получили новую жизнь в пьесах, балладах и фестивалях.

Монах Тук встречает Ричарда Львиное Сердце в Айвенго (1886). Изображение: Общественное достояние.
Монах Тук встречает Ричарда Львиное Сердце в Айвенго (1886). Изображение: Общественное достояние.

К двадцатому веку такие историки и правоведы, как Морис Кин и Дж. Холт покопались в судебных и церковных документах и пришел к выводу, что рассказы о Робин Гуде могут иметь под собой реальную основу. Однако, скорее всего, это было, скорее прозвищем у преступников и разбойников.

Робин Гуд в средневековой литературе

Самое раннее литературное упоминание о Робине встречается только в качестве имени в эсхатологическом произведении Уильяма Лэнгленда "Пирс Плаумен", написанном около 1370 года. Более обширные традиции Робин Гуда начинают упоминать с середины 15-го века.

Фрагментарная история «Робин Гуд и Монах» (около 1450 года) включает в себя формульные традиции Робин Гуда. История изображает его религиозно набожным, абсолютно моральным, преданным истинному королю и живущим в лесу. Его верный помощник Маленький Джон находится рядом с ним и остается в более позднем и обширном тексте «Подвиг Робин Гуда». Оба этих текста, написанные на среднеанглийском языке, сделали их более популярными среди английских йоменов, придворных или слуг в дворянских домах.

История, рассказанная придворным менестрелем, описывает пять знаменитых выходок Робина, в том числе его нападение на аббата Йоркшира, его дар бедному, но благородному рыцарю Ричарду, а также безудержное браконьерство, грабежи, убийства и насилие. В то время как воины Робина были рядом с ним в этих ранних историях, Дева Мэриан и брат Тук - более поздние дополнения из эпохи Тюдоров.

Робин Гуд и средневековая коррупция

Робин Гуд наказывает всех не разбираясь. Коррумпированные законники, дворяне и особенно церковные чиновники и священнослужители часто становятся жертвами грабежей и убийств. Но такое отношение к церковникам в сказках говорит не о нерелигиозном поведении, а о протесте Робина против их морального разложения.

Эти рассказы, должно быть, стали особенно популярны во время бедствий 14 и 15 веков, включая Черную смерть и Столетнюю войну. Эти события обнажили всю коррупцию и плохое руководство английских королей, дворян и церковников.

"Преступники в меховых воротничках"

Сказки о разбойниках рассказывают о маловероятных героях, соблюдающих благородные нормы поведения, которые игнорируются аристократами и церковной элитой. К XIV веку жестокие и алчные шерифы, коррумпированные церковники и нуждающиеся в деньгах дворяне угнетали крестьян Англии.

Средневековые войны между Францией и Англией и вытеснение дворян из королевского двора профессиональными клерками привели к тому, что английская элита лишилась статуса и денег. Эти аристократы прибегали к “преступлениям в меховых воротничках” – похищениям элиты, грабежам на дорогах, схемам покровительства, коррупции в судах и вымогательству у крестьянских общин

Легенды о Робине Гуде появились на волне преступности 14-го века. Легенды символизируют глубокое, широко распространенное негодование простолюдинов к аристократической коррупции. Робин лихо грабит и наказывает тех, кто нарушил закон, особенно коррумпированных дворян и помещиков, шерифов и наемных церковников.

Последний критический элемент в легенде о Робине Гуде - центр его моральной вселенной, лес. Почему лес становится пристанищем Робин Гуда в сказках?

Лесные законы англо-нормандской и плантагенетской Англии

После нормандского вторжения 1066 года, возглавляемого Вильгельмом I Завоевателем (1066-1087), английский трон и королевский двор стали полностью французскими по вкусам, языку, культуре и ориентации. Нормандцы происходили из небольшого герцогства Нормандия на севере Франции, где королевские права были обширны, а законы абсолютны.

Давно сложившееся англосаксонское население Англии практически в одночасье лишилось гражданских прав, когда новое правительство заявило, что все земли являются королевской собственностью. В дополнение к новым формам землевладения, экономические права были серьезно ограничены нормандскими лесными законами.

Согласно книге «Англосаксонская хроника», написанной в одиннадцатом веке, король Вильгельм "выделил обширный олений заповедник и установил законы, касающиеся его, так что тот, кто застрелил зайца или оленя, должен был быть ослеплен". Он запретил убивать кабанов, как и убивать оленей, ибо он любил высоких оленей, как если бы они были его дети...Богатые жаловались, а бедные роптали…".

Охота, особенно на оленей, на королевской земле была строго запрещена, как и заготовка кормов, собирательство, заготовка дров и даже просто передвижение по лесу. В результате англосаксонские крестьяне потеряли свои традиционные средства к существованию, а вековые обычаи становились преступлениями против короны.

Шервудский лес, один из нескольких, связанных с Робин Гудом, был огромным лесным массивом, занимавшим почти четверть территории графства Ноттингемшир. Вильгельм создал около 25 королевских лесов, а к XIII веку его преемники увеличили это число до 80. Истории о Робин Гуде происходят именно в этих лесах.

Средневековое лесное право и шериф Ноттингемский

Драконовские законы защищали королевские леса, их соблюдение обеспечивали надзиратели, вердеры, верховные судьи и шерифы. Шериф Ноттингемский, продажная и никчемная противоположность Робина, воплощает в себе самые ненавистные качества средневекового английского общества.

Расположение Королевских лесов, 1327-1336. Изображение: Википедия.
Расположение Королевских лесов, 1327-1336. Изображение: Википедия.

Средневековый шериф собирал налоги, набирал солдат, строго соблюдал законы короля и поддерживал суровую дисциплину в своем графстве. Наказания, особенно за преступления в лесу, были жестокими и быстрыми. Сбор дров или хвороста мог привести к штрафу или порке. Убийство королевского оленя приводило к ослеплению, повреждению рук и ушей и публичному повешению.

К 13 веку тридцать процентов английских земель были охраняемыми лесами, недоступными для всех не элитных слоев. В результате два леса, связанные с Робин Гудом, в том числе Барнсдейлский лес в Йоркшире и Шервуд, стали охраняемыми королевскими игровыми площадками для таких королей, как Вильгельм I, Генрих II (1154–1189) и один из самых ненавистных королей Англии, Джон.

Печально известный король Иоанн (1199-1216) и Великая хартия вольностей

Современные традиции Робин Гуда помещают лесного героя в орбиту популярного и воинственного короля Ричарда Львиное Сердце (1189-1199). Сказочно популярный, Ричард провел в Англии менее десяти месяцев своего десятилетнего правления. В его отсутствие местные чиновники поддерживали королевство и создали мощные местные вотчины.

Злонамеренный брат Ричарда Джон унаследовал его трон и сразу же вызвал недовольство английской знати. Они возмущались королевскими налогами и данью, насмехались над неспособностью Джона быть воином. Кроме того, они привыкли править самостоятельно после десятилетиями отсутствующих королей (Генрих II и Ричард).

Неудачи Джона как короля привели к восстанию баронов в Раннимиде в 1215 году. Великая хартия вольностей была результатом этой революции. Среди его десятков требований было восстановление привилегированного доступа в лес, позже кодифицированного в Лесной хартии 1217 года.

Изображение лесной охоты. Гастон III, граф де Фуа. Средневековый лес из Livre de chasse (1387). Изображение: Общественное достояние.
Изображение лесной охоты. Гастон III, граф де Фуа. Средневековый лес из Livre de chasse (1387). Изображение: Общественное достояние.

Однако крестьяне оставались бесправными и подвергались насилию со стороны королей, шерифов и элиты. Когда в 1381 году они наконец восстали, их требования, включая доступ к лесам, были выполнены, но с угрозами огнем и кровопролитием.

Более ранние Легенды о преступниках

Легенда о Робине Гуде возникла в этой смеси слабой королевской власти, сильной местной власти и отчаявшегося крестьянства. В то время как самые ранние письменные традиции часто ставят его рядом с королем Эдуардом III (1312-1377), его историческое ядро, несомненно, связано с лишением гражданских прав в более раннюю эпоху Плантагенетов.

Но Робин был не единственным преступником этой эпохи. Многие другие, подобные ему, – обездоленные, изгнанные, преследуемые законом и готовые убивать ради моральной справедливости – поднимаются в тот же период.

Херевард-Кильватер сражающихся норманнов. Изображение: Общественное достояние.
Херевард-Кильватер сражающихся норманнов. Изображение: Общественное достояние.

Первая великая история о разбойниках в Англии родилась с вторжением Вильгельма Завоевателя. Херевард Уэйк был англосаксом, который потерял земли своей семьи в результате нормандского завоевания. Написанный на латыни в середине XII века, Херевард живет в болотах и лесах южной Англии с группой беглецов. Он избежал плена благодаря своей воинской доблести, хитрости и многочисленным маскировкам.

Для Робин Гуда и других преступников леса, болота и природные пространства — это неиспорченные пространства, противоядие от королевских и благородных дворов. В дикой природе естественное и свободное состояние человека, сосредоточенное на преданности, верности, морали и чести, процветает в идеальном царстве.

Был ли Робин Гуд настоящим?

Робин Гуд, по мнению историков Дж. Холт и совсем недавно Дэвид Крук, скорее всего существовал в реальности. Возможно, историческая личность из Йоркшира в эпоху, современную Хартии Вольности. Местные названия, связанные с Робин Гудом, усеивают этот ландшафт. Например, аббатство Святой Марии в Йоркшире, колодец Робин Гуда возле Барнсдейлского леса, место его рождения в Локсли и могила XIII века в Кирклисском монастыре с надписью "Роберт Эрли из Хантингдона" и именем разбойника Робин Гуда.

Как и многие средневековые герои, стоявшие на грани фактов и вымысла, популярная культура во все времена изобретает Робин Гуда в качестве морального образца и защитника слабых и угнетенных.

Простите, что статья получилась такой длинной. Благодарю за то, что дочитали ее до конца.

Если понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Я же со своей стороны постараюсь найти для вас еще больше увлекательных историй.

Также буду очень рада если вы обратите внимание на другие статьи канала "Выходец из библиотеки":

Вендиго, каннибал из индейского фольклора

5 странных британских похоронных суеверий.

Жестокий случай экзорцизма в Румынии

Дурлиндана: необычная история меча паладина Орландо

Феномен двойника

Тайны следствия. Найденное тело спровоцировало убийцу на признание, но это оказалась не жертва! Находке 1600 лет