Найти в Дзене
Молодость в сапогах

Щедрая рука Москвы. Источники финансирования немецких коммунистов по данным немецких спецслужб.

Сразу уточним - коллектив канала считает абсолютно правильной политику руководства СССР в части поддержки левых течений в Европе. Правильной и прагматичной. Речь шла не о "мировой революции", которую похоронил один удар ледоруба товарища Меркадера в последний предвоенный год (20 августа 1940 года), а о вещах более приземленных - поддержке идеологически близких движений на территории потенциальных противников, к числу которых Германия относилась ВСЕГДА, чтобы там не выдумывали современные рукопожатные мифотворцы.

-2

Немецкие коммунисты проиграли схватку с нацизмом, идея расового господства оказалась для "народных масс" более привлекательной, чем пролетарский интернационализм. Но они были! И средства, вложенные в левые движения, не пропали даром. Ставшая на десятилетия верным и самым надежным союзником нашей страны ГДР тому наглядное свидетельство. Для немцев имена Эрнста Тельмана и его сподвижников - коллективная индульгенция. Подтверждение того, что не все немцы были нацистами, что ставить знак равенства между народом и идеологией Гитлера нельзя. Так же как для французов Де Голь символ того, что не все французы были коллаборационистами. А в будущей неизбежной схватке цивилизаций образы ребят в фуражках "тельмановках" и юнгштурмовках еще найдут себе поклонников в противовес толерантной плесни и почитанию бывших эсэсовцев.

-3

Вряд ли советское руководство в 20-30-х годах прошлого века заглядывало так далеко. Но работу проводило все же в верном направлении. Нынешним "цифровизаторам" такой размах и не снился. Возможно, потому, что термин "пилить бабло" был чужд тогда духу эпохи, так что если что и прилипало к рукам из потоков финансирования, то были это крохи, мелкие неизбежные потери.

Эрнст Тельман, 1929 год.
Эрнст Тельман, 1929 год.

Деньги - это оружие. И применение этого оружия тоже боевые действия, хотя и не столь очевидные. Пришло время отдать дань памяти бойцам совсем негероического, на первый взгляд, фронта - советским работникам торгпредств, работавших по секретным поручениям, курьерам, перевозящим огромные суммы, и прочим аналогичным специалистам, имена которых вряд ли когда-нибудь появятся на обелисках. Но они рисковали своими жизнями не меньше, чем солдаты в окопах. Это особое состояние сознания, когда возишь чемоданы денег за зарплату, даже не помышляя, что можно сбежать на острова и купить на это вот себе отель или яхту. Теперешнему поколению вряд ли оно доступно.

Мы уже писали про интерес немецких спецслужб к националистам из Белоруссии как к инструменту дестабилизации обстановки в пограничных районах Польши и Советской России еще в 20-е годы (см. тут). Восточное направление( а не Азия и Африка) всегда было желанным в плане расширения "жизненного пространства" для германской нации при всех режимах, а не только при Гитлере. И советское правительство данное обстоятельство учитывало и не забывало о нем, даже активно пользуясь временной внешней нормализацией отношений. Как и немецкие спецслужбы и военные, кстати. В этой статье мы рассмотрим как раз немецкие документы - Досье Рейхскомиссара по надзору за общественным порядком “Geldquellen”, что можно перевести как "источники финансирования". Естественно, Рейхскомиссара интересовали не инвестиции, а финансирование левых партий и движений.

-5

Полностью оригинал документа доступен по ссылке, мы же здесь дадим лишь его перевод.

"Поступление денег из Москвы для ЦК КПГ.

Доверенное лицо Х сообщило нашему сотруднику:

В период с 7 февраля по 11 марта сего года (1924 - прим автора) ЦК КПГ были переданы через курьера, в настоящее время состоящего на службе в русской торговой делегации в Берлине, из финансового отдела исполкома III Интернационала следующие суммы:

  • 7.2 Последний платеж первого квартального взноса - 97000 М (видимо, марок - прим автора статьи).
  • 7.2 Взнос КПГ в Фонд интернациональной пропаганды - 15000.
  • 23.2 Внеочередной взнос (платеж) исполкома на пропаганду КПГ - 10000.
  • 24.2 Суммы на погашение расходов Центрального бюро по оплате счетов московских функционеров (итого) - 132000.

(Далее некоторые суммы указываются не в марках, а в золотых рублях (GRbl.) - прим автора статьи)

  • 24.2 На разные цели (для свободного использования) Центрального бюро из фонда памяти К. Либкнехта и Р. Люксембург. - 11000 GRbl.
  • 3.3 Остаток за декабрь 1924 - 75000 .
  • 11.3 Срочный аванс из избирательного фонда московского исполкома - 100000.
  • 11.3 Срочный аванс из избирательного фонда Фонда интернациональной пропаганды - 200000."

Золотой рубль - в данном случае денежная единица Советской России, введенная в оборот декретом от 1922 года, использовалась в международных расчетах.

Для финансирования соответствующих программ СССР использовал свои внешнеторговые организации, так что их банковская активность спецслужбами Германии тщательно контролировалось. Ниже приводим оригинал документа о перечислении средств через иностранные банки. Фигурируют главным образом некто Брук Сауль Львович (сотрудник торгпредства) и некто Полис (зам.руководителя торгпредства):

РГАПСИ. Фонд 458, опись 9 - Дело 12. Досье Рейхскомиссара по надзору за общественным порядком “Источники денег” (“Geldquellen”). Листы 7,8,9.
РГАПСИ. Фонд 458, опись 9 - Дело 12. Досье Рейхскомиссара по надзору за общественным порядком “Источники денег” (“Geldquellen”). Листы 7,8,9.

Все три листа документа доступны по ссылке. Перечислены заграничные денежные переводы советского правительства и советских учреждений через зарубежные банки за апрель 1924. По поводу "большевистских переводов в Германию" можно прочитать в другом отчете. Из него следуют, что деньги на цели "большевистской пропаганды" идут в Германию через Стокгольм (при активном участии Коллонтай) и Данциг.

Досье содержит также перепечатки из эсеровской газеты "Дни", которая утверждает, что в Москве прошли митинги рабочих против переводов денег "иностранным товарищам". Насколько таким сообщениям можно верить - вопрос отдельный. Наверняка в полуголодной стране официальные публикации про поддержку "немецких рабочих" у кого-то неизбежно вызывали острое неприятие. Но организованные выступления - это уже иной совсем уровень. Зная, как создаются газетные "утки", можно предположить, что сборище на кухне троих недовольных за бутылкой водки вполне могли записать в "массовые выступления". Впрочем, тема требует дальнейшего изучения.