Найти в Дзене
ПОД СТУК

А законна ли монополия РЖД в России? Не противоречит ли это антимонопольному законодательству?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Думаю все знают, что к ОАО «РЖД» есть довольно большое количество претензий, причиной которых является монополия компании в сфере железнодорожных перевозок.

И вроде в нашей стране антимонопольное законодательство, есть федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая следит за его соблюдением (по крайней мере должна). Почему же до сих пор РЖД остаётся монополией?

Что вообще такое монополия и какая она бывает?

Монополией называют такую организацию, которая является единственным производителем товара или услуги и, как следствие, имеющей возможность устанавливать свои правила игры на рынке, то есть условия и цены.

Монополия может будет естественной и искусственной. «Плохой» монополией как раз является искусственная, она представляет собой объединение нескольких предприятий, созданное для устранения конкурентов. Таким образом это объединение получает возможность ценового маневрирования и демпинга цен.

А естественную монополию вполне можно назвать «хорошей» (разумеется это всё условности). Дело в том, что есть такие виды бизнеса, которые эффективны только тогда, когда охватывают весь или практически весь рынок. На этапе формирования требуются очень большие затраты, как правило.

Да и на то она и естественная, что формируется, скажем так, стихийно. Есть факторы, которые ведут к её образованию. Один из них - удобство конечного потребителя - пассажира или грузоотправителя, как ни крути.

-2

А теперь про «РЖД»

Как вы понимаете, ОАО «РЖД» (вместе со всеми своими дочерними компаниями) является как раз таки примером естественной монополии и, в целом, антимонопольное законодательство не нарушает (хотя прецеденты были).

Ни государству, ни пассажирам было бы очень неудобно, если бы вся железная дорога (в широком смысле этого слова) была раздроблена на несколько больших участков, обслуживанием которой бы занимались разные операторы.

Вы только представьте, что вам бы пришлось пересаживаться на границах «юрисдикции» таких компаний. А сколько бюрократической волокиты было бы.. Также, не стоит забывать, что железная дорога является государственным стратегическим объектом. И хоть РЖД и является ОАО, но 100% компании принадлежит именно государству.

Другой вопрос, что часть того, что должно делаться внутри РЖД отдаётся частным компаниям, но это уже другая история.
-3

В заключение

Естественная монополия ОАО «РЖД» в данном случае, конечно, удобна для всех (ну разве что кроме тех, кто хотел основать свою железнодорожную империю), но есть и обратная сторона медали - РЖД этим активно пользуется.

Это касается условий труда, комфорта пассажиров в поездах дальнего и пригородного сообщения, безопасности в конце концов. В этом плане да, поскольку конкуренции не существует, то в РЖД делают так, как удобно им.

Было бы идеально, если бы были выработаны чёткие, гласные правила для регулирования работы всей этой огромной структуры, но до этого, скорее всего ещё далеко.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Читать далее:
Существует ли расписание для грузовых поездов на железной дороге. Где его можно посмотреть?
Зачем нужны и что означают на железной дороге деревянные знаки, которые хранятся на каждой станции? Поездной электромеханик. Что входит в его обязанности и какую зарплату получает?

-4