Найти тему

Заброшенная усадьба великой женщины XIX века

«Это важно для России!» – эти слова любил повторять Вячеслав Николаевич Тенишев - владелец усадьбы в Хотылёво, который вместе со своей супругой сделал для своей родины столько, что их трудами пользуется уже несколько поколений! А мы, их потомки, не смогли сберечь для истории даже их усадьбу! А ведь можно было сделать в ней музей, чтобы люди помнили, какие удивительные люди жили в России! Сколько они всего делали для процветания своей Родины! Это ведь тоже важно для России! Такие мысли владели мной в имении Тенишевых, что под Брянском.

Хотылёво. Фото автора
Хотылёво. Фото автора

Хозяйка имения в Хотылёво - Мария Клавдиевна Пятковская - родилась в Петербурге, в дворянской и совсем не бедной семье. Но жизнь её была далеко не безоблачной, и выписывала иногда такие зигзаги, преподносила то блестящие взлёты, то горькие разочарования, так что можно только удивляться, как ей удалось преодолеть все препятствия и стать, в конце концов "настоящей Марфой-Посадницей", по словам Н.К. Рериха - одной из самых ярких фигур рубежа XIX-XX веков.

Илья Репин. Портрет М. К. Тенишевой. Фото с сайта https://k-a-r-t-i-n-a.ru/page/5/
Илья Репин. Портрет М. К. Тенишевой. Фото с сайта https://k-a-r-t-i-n-a.ru/page/5/

Но детство ее не было счастливым. Она вспоминала, что основным чувством в то время было чувство страха, трепета перед буквально ненавидевшей её матерью, перед которой она была виновата только в одном: самим фактом своего непрошенного появления на свет. Отца своего она не помнила и даже, ещё учась в известной частной гимназии Спешневой, носила фамилию и отчество своего отчима. Единственными "друзьями" её детства были многочисленные картины, украшавшие все комнаты в доме, а летом - огромный тенистый сад имения семьи, неожиданная продажа которого доставила ей много горя. Когда девочка немного подросла, она стала замечать пренебрежительное отношение к себе окружающих, особенно, многочисленных приживалок, обитавших в их доме, нездоровое любопытство и сплетни, которые её уязвляли, но которых она долго не могла понять. Собственно "Клавдиевной" она сделалась по приказу матери, накануне своей свадьбы, расписываясь в церковных книгах. Каким, на самом деле, было её отчество, неизвестно (в воспоминаниях её ученицы в годы эмиграции Ольги де Клапье указано, что её отцом был сам император Александр II).

Иван Тюрин. Портрет Александра II. Фото с сайта https://www.rbth.com
Иван Тюрин. Портрет Александра II. Фото с сайта https://www.rbth.com

Она мечтала вырваться из тягостной атмосферы своего дома, а мать была страшно рада сбыть её с рук. Между ними, как писала сама ​ Мария Клавдиевна, "осталась зияющая пропасть". Поэтому слишком скоропалительно было принято первое же предложение и заключен её первый брак. Жених ей нравился, но не более того. Она его знала очень мало, и для неё полным сюрпризом явились его абсолютное безволие и страсть к карточной игре, которую он так и не смог преодолеть. И, несмотря на рождение дочери, Мария Клавдиевна, обладавшая прекрасным меццо-сопрано, преодолела яростное сопротивление всех родных - и своей матери, и семьи мужа, продала часть обстановки своей петербургской квартиры, и отправилась в знаменитую парижскую школу пения Матильды Маркези.

В ту зиму Мария Клавдиевна познакомилась с несколькими выдающимися русскими людьми: И. С. Тургеневым, который жил тогда в Париже, актрисой М.Г. Савиной и композитором А.Г. Рубинштейном. В знаменитой парижской вокальной школе она получила первоклассное профессиональное образование. Маркези готовила оперных певцов для театральной сцены. Но Мария Клавдиевна, наблюдая вблизи подробности их жизни в Париже, а затем и по возвращении в Россию, быстро поняла, что для того, чтобы иметь успех, женщине-артистке далеко не достаточно иметь талант и прекрасный голос...

Певческий дебют. Источник: Смоленский вестник. 1887. 26 апреля. №48. С. 1-2. На фото: М.К. Николаева. Париж. 1880-е гг.
Певческий дебют. Источник: Смоленский вестник. 1887. 26 апреля. №48. С. 1-2. На фото: М.К. Николаева. Париж. 1880-е гг.

Поступиться своим нравственными принципами она не могла и не связала свою судьбу со сценой. Пела просто для себя, у знакомых, в благотворительных концертах, стала серьезно заниматься живописью, посещала занятия в школе Штиглица, затем брала уроки у художника Н.А. Гоголинского. Но такая жизнь её не удовлетворяла, она стремилась к широкой и плодотворной общественной деятельности. В один из самых драматичных моментов жизни, когда она приходила в отчаяние и от неопределённости своей будущей жизни, и от тяжелых взаимоотношений с мужем, от которого, состоя в браке в течении трёх лет, отдалялась всё больше и больше, пришло неожиданное спасение (по её собственному утверждению) в лице неожиданно разыскавшей её подруги детства, ставшей с этих пор и до последних дней жизни самым близким и родным ей человеком. Это была княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, её незаменимая "Киту", как звала она её всю жизнь.

княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Фото с сайта https://ok.ru/smolturizm67
княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Фото с сайта https://ok.ru/smolturizm67

Подруга пригласила ее на лето в своё родовое имение Талашкино, под Смоленском, которое навсегда очаровало его будущую владелицу. А вскоре пришло и личное счастье. Она познакомилась с очень интересным человеком - крупным дельцом - князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым.

Бонна, Леон Жозеф Флорантен.  Портрет В.Н.Тенишева. Общественное достояние. Фото с сайта  https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3280307
Бонна, Леон Жозеф Флорантен. Портрет В.Н.Тенишева. Общественное достояние. Фото с сайта https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3280307

Тенишев был незаурядной фигурой: образованный, опытный и энергичный инженер, он вывел Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод к 1900 году на второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции. Хотя свой трудовой путь Вячеслав Николаевич начал как инженер-путеец. Строил мосты, железные дороги. На тот момент его зарплата составляла всего 50 рублей в месяц. А к сорока годам он стал уже одним из самых богатых людей России. При этом он сам всегда подчёркивал, что такого уровня благосостояния он сумел добиться только благодаря уникальному наследству, которое оставил ему отец, – хорошему образованию. Впрочем, опираясь на эту базу, изучая и анализируя, он всё-таки сделал себя сам. А для потомков он создал образовательную систему, призванную прежде всего помочь детям состояться в жизни. Будучи математиком и инженером, Тенишев говорил так: сколько бы формул мы ни вбили ребёнку в голову, если они не помогли ему стать богатым и счастливым, то это бесполезные и даже вредные знания.

Кроме этого, он был очень мудрым, уважаемым в научных кругах человеком. Он получил международное признание в качестве ученого-социолога и этнографа, автора ценных научных трудов. В своем петербургском доме он основал этнографическое бюро и разработал программу сбора этнографических сведений, что позволило ему объединить деятельных людей в 23 губерниях для сбора ценнейших материалов.

Однако в России он находился под тайным надзором властей, которых настораживали его свободолюбивые взгляды, а также несогласие с политикой государства, с которыми он время от времени делился в узких прогрессивных кругах.

Вячеслав Николаевич обожал музыку, прекрасно играл на виолончели, был попечителем Петербургской консерватории и дружил со многими известными музыкантами. Именно поэтому его так поразило пение Марии Клавдиевны. Человек, вполне состоявшийся, к тому же, сильный духом, с железной волей, он не признавал никаких препятствий к их браку. Он буквально "увёл из под венца" Марию Клавдиевну, поскольку незадолго до их знакомства она дала слово другому человеку - образованному, порядочному, но совершенно противоположному ей по духу: только светскому и очень поверхностному, не понимавшему красоты ни в чём. На этот брак по расчёту она согласилась в минуту душевного отчаяния, стремясь создать себе твёрдое общественное положение, избежать, наконец, клеветы и подозрений, окружавших разведённую женщину. Но для князя Тенишева никаких преград не существовало - ни в лице её жениха, ни в сопротивлении своей семьи, признававшей только титулованных родственников, в отличие от какой-то Николаевой (это была фамилия ее первого мужа). В 1892 году они поженились. Первые годы их совместной жизни проходили в Бежеце, Брянского уезда Орловской губернии - на одном из заводов мужа, а затем - в купленном им имении Хотылёво.

Хотылёво. Фото автора
Хотылёво. Фото автора

С XVII века село Хотылёво принодлежало роду Тютчевых, но великий поэт, Федор Иванович, никакого отношения к нему не имел, а Преображенский храм в стиле елизаветинского барокко построил в 1759-1763 году Фаддей Петрович Тютчев.

Храм был настоящим украшением Хотылёво, но в 1934 году верхнюю часть храма разобрали, оставшуюся разделили на два этажа и превратили в общежитие техникума.

Хотылёвский техникум. 1952 год. Фото с сайта https://trip32.ru
Хотылёвский техникум. 1952 год. Фото с сайта https://trip32.ru

Когда в 1888 году усадьбу приобрели Тенишевы, они построили на её территории новый дом.

Этот дом уничтожили немцы во время войны. Осталось только лестница, ведущая к реке.

А парк, который так заботливо создавала Мария Клавдиевна, одичал и стал труднопроходимым.

Тенишевы владели имением всего 11 лет, продав его графине Граббе в 1899 году, но именно с их именем связывают эту усадьбу.

Хотылёво. Фото автора
Хотылёво. Фото автора

Но не только этой усадьбой запомнились супруги Тенишевы. Главным делом жизни Марии Клавдиевны было просветительство. Ею было создано, помимо Училища ремесленных учеников под Брянском, несколько начальных народных школ  в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей и, самое главное - сельскохозяйственная школа первого разряда во Флёнове - имении близ Талашкина, которое она также приобрела для этой цели. Школа эта была прекрасно организована: для нее выписывались лучшие учителя, собрана богатейшая библиотека,там имелись опытные сад и огород, использовались новейшие достижения в сельском хозяйстве, в том числе учащиеся приобщались к пчеловодству, рыбоводству и коневодству, так как у Тенишевых был свой великолепный конный завод, и их лошади получали высокие места и призы на международных выставках. И, главное, там всегда кипела художественная жизнь. Высоко ценя русское народное искусство, Мария Клавдиевна создала при школе мастерские кустарных промыслов: в программу обучения входили резьба по дереву, керамика, вышивка. Возглавлял рисовальные классы художник С.В. Малютин, рекомендованный ей М.А. Врубелем.  Он же, с его богатейшей фантазией, создал уникальный архитектурный ансамбль в Талашкине, где помимо дома хозяев, обращали на себя внимание резные, художественно-оформленные ворота, народный театр, "Скрыня" - первый маленький музей народных промыслов. Этот ансамбль погиб во время Великой Отечественной войны (это все-таки Смоленск, через который приходили на Русь все враги) и, сохранившийся к счастью, изумительный "Теремок" - небольшой "сказочный" домик во Флёнове, по соседству со школьным зданием.

Флёново. Фото с сайта http://www.smolensk-museum.ru
Флёново. Фото с сайта http://www.smolensk-museum.ru

Он же построил для нее в Смоленске музей "Русская старина". При школе также был создан великолепный оркестр балалаек, под руководством В.А. Лидина - ученика самого Андреева - организатора первого ансамбля русских народных инструментов. В этом оркестре, также как в театральных спектаклях,  вместе с учениками школы принимали участие учителя, все домашние и служащие Тенишевых. Лидин в Талашкине был также мастером музыкальных инструментов, дирижером, режиссером спектаклей театра, преподавателем церковного пения. Для своего хора, которому приходилось по большим праздникам петь в дальних селениях, Мария Клавдиевна задумала построить во Флёнове небольшую церковь-усыпальницу, чем вызвал бурю протеста мужа-атеиста.

Флёново. Фото с сайта http://www.smolensk-museum.ru
Флёново. Фото с сайта http://www.smolensk-museum.ru

Он словно предчувствовал будущую страшную участь своего праха. Он был похоронен именно в этой церкви в 1903 году. Но зимой 1923 года над его могилой надругались, выбросили из церкви, сломав все три его гроба (жена забальзамировала его тело на 100 лет), и кое-как, вниз головой зарыли его на сельском кладбище, превратив храм в зернохранилище. Но это в будущем. А пока, когда всё-таки с помощью губернатора удалось уговорить князя храм построить, Мария Клавдиевна, не удовлетворившись проектами профессиональных архитекторов, сама, с помощью художника и фотографа И.Ф. Барщевского, создала модель этого храма. Но при его возведении возникли некоторые сложности, и храм долго стоял недостроенный, но когда всё было закончено, его расписал Н.К. Рерих, а над центральным входом поместили удивительной красоты мозаику по его же эскизу - "Спас Нерукотворный", её заказали в Петербург, в знаменитую мастерскую В.А. Фролова. Церковь Святого Духа, правда, так и не была освящена, потому что в её росписях уже тогда проступали черты индийского искусства, увлекавшего Рериха. Но его росписи вскоре погибли от сырости стен, а мозаика сохранилась.

Тенишева была замечательным художником-эмальером. Её работы получили всемирное признание, т.к. она выставлялась по всей Европе, и везде получали высокую оценку. Она постоянно экспериментировала, создав более двухсот новых оттенков непрозрачных эмалей. В 1916 г. она защитила диссертацию в Московском археологическом институте по этой теме.

Конечно, без поддержки и денег Вячеслава Николаевича вряд ли все проекты Марии Клавдиевны, в том числе и благотворительные, были бы возможны. Но довольно скоро после заключения брака Мария Клавдиевна с горечью поняла, что муж смотрит на роль жены совершенно другими глазами, чем она. Он старался не допустить жену в сферу своих интересов, все свои проблемы решал по-прежнему самостоятельно, и она часто узнавала о них, когда острота момента уже миновала. Он считал, что жена должна только радовать мужа, украшать его жизнь. А она стремилась быть ему помощником, советчиком, помогать во всём. Но самым щекотливым был денежный вопрос. Человек очень богатый, князь, по ее воспоминаниям, охотно бросал деньги на роскошные туалеты, золотые вещи, бриллианты, делал другие очень дорогие подарки. Он не признавал в женщине других интересов.  Но вскоре Мария Клавдиевна поняла тонкости его характера, нашла к мужу подход. Она ...перестала с ним советоваться, чего он, как оказалось, не любил, поскольку больше всего ценил свой покой. Именно так было куплено Талашкино. Киту давно собиралась его продать, потому что болела в то время и очень не хотела, чтобы имение в случае ее смерти досталось наследникам - дальним родственникам, которые способны были лишь разрушить созданное ею с таким трудом образцовое хозяйство. Тенишевым имение очень нравилось обоим, но Мария Клавдиевна никак не могла дождаться, когда муж сделает решительный шаг. И вот, в день своих именин, когда князь уехал по делам на Бежецкие заводы, она решительно оформила купчую на это имение. Она очень боялась его реакции на это самоуправство, но он был доволен и обрадовался. Он тут же призвал Киту в свой кабинет и сообщил ей, что покупает для жены это имение с условиями, что Екатерина Константиновна останется в нем полной хозяйкой и никогда не будет прекращать сельскохозяйственных экспериментов, потому что это важно для России.

Но лишь речь заходила о помощи художникам, строительстве школ, или каких-то мероприятиях для крестьян, он был неумолим. Князь не понимал никакое искусство, кроме музыки, не любил деревню и к крестьянам относился только как к темной серой массе, не способной ни на что, кроме черной работы. В этом случае, если нужны были деньги на благотворительные мероприятия, его жена разыгрывала из себя капризную львицу, требуя: "А я так хочу!" Эта роль глубоко оскорбляла ее, но муж постепенно сдавался.

Умер Вячеслав Николаевич на 25 лет раньше супруги. Он скончался после тяжелой болезни в Париже в возрасте 60 лет.

Конец жизни Мирии Клавдиевны тоже был горьким. Глубокой личной трагедией стала для неё потеря и уничтожение всего, что было с таким трудом создано - для своего народа, и тем же народом разрушено. Но до последних дней она трудилась, не покладая рук: продолжала создавать свои эмали уже в пригороде Парижа - Малом Талашкине, куда она вынуждена была эмигрировать вместе со своими верными друзьями - Е.К. Святополк-Четвертинской, В.А. Лидиным и няней - "девушкой", как она ее везде называет, Лизой. Скончалась Мария Клавдиевна в 1928 году. Все четверо похоронены в одной могиле, на кладбище Сен-клу под Парижем.

Фото с сайта https://autogear.ru
Фото с сайта https://autogear.ru

P.S. Эта статья написана в соавторстве с Ириной Леонидовной Ильичёвой. Если Вам она понравилась, то

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте наши совместные статьи ещё: