В ходе разгоравшейся Первой Мировой Войны основной «головной болью» для армии Российской Империи на Закавказье оставалась Османская Империя. После поражения последней в Первой Балканской Войне 1912-1913гг., Германия и Австро-Венгрия готовили секретные планы по разделу турецких владений, но в этот момент, несмотря на прошлые разногласия, Россия жестко выступила против таких действий, небезосновательно опасаясь укрепления влияния австро-германского блока на Балканах. Однако, откинув благие намерения, Русско-Турецкие отношения стремительно обострялись. Германский генерал фон Сандерс встает во главе 1-го армейского корпуса турецкой армии и начинает обучение и реорганизацию вооруженных сил будущего неприятеля, Стамбул целиком переориентируется на Германию, а все высказанные опасения и просьбы о поддержке Петербурга, Англия и Франция оставляют без внимания.
Стягивая к границам России войска и создавая новые военные части, османы также активируют разведку в регионе, 27 сентября 1914 года перекрывают проливы для судов стран Антанты, а 29 октября совместная турецко-германская эскадра обстреливает Одессу, Новороссийск, Севастополь и Феодосию. В ответ Российская Империя объявляет Стамбулу официальную войну.
Главным направлением российской Кавказской армии считалось Сарыкамышское, куда и были стянуты основные силы, но командующий штабом Н.Н. Юденич напрямую заявлял, что Западный фронт в начавшейся войне является основным и подкреплений в ближайшее время не будет, полагая ограничиться активной обороной.
Тем временем из Стамбула в район Сарыкамыша пребывает во главе 3-й армии военный министр Османской Империи опытный военноначальник, ветеран многих войн Энвер-паша. Утверждается, данный факт встревожит Юденича и он незамедлительно увеличивает ресурсы разведки, лишив турок главного превосходящего фактора нападения – внезапности.
Начавшаяся атака турок 21 декабря 1914 года на Ольтинский отряд вынудило российские войска к отступлению, группировка понесла первые серьезные потери, около 750 солдат, во главе с полковником попали в плен. 22 декабря Энвер-паша начинает обходной бросок к Сарыкамышу, с целью приблизиться к тылу российской группировки, получить доступ к складам с провизией и вооружением. Это станет настоящей катастрофой для османских войск, от лютого холода и начавшейся вьюги, а так же из-за необдуманности и несогласованности действий штаба, они понесут колоссальные небоевые потери не только замерзшими и обмороженными, но и в частности две дивизии, приняв друг друга за противника, вступили в огневой бой, нанеся урон убитыми и ранеными около 2000 человек.
Главные события развернулись у Сарыкамыша, который оборонял незначительный, но опытный гарнизон. Возглавил оборону, оказавшийся в тот день в городе проездом полковник Генерального штаба Букретов, в короткий срок, организовав оборону города и приказав перевести все боеприпасы и провизию на вокзал и там укрепиться.
Утром 26 декабря положение города стремительно ухудшалось, турецкая пехота выбивает с близ лежащего перевала оборонительный отряд Букретова, захватив важнейшие высоты и отбросив русские части непосредственно к вокзалу. Стоит отметить, что солдаты с обеих сторон сражались мужественно и ожесточенно, устав от переходов и изнурительного холода. Тем временем для битвы за город постоянно прибывали соединения с обеих сторон. В частности, в осажденный Сарыкамыш 28 декабря вошла 1-я Кубанская казачья пластунская бригада во главе с генералом Пржевальским, чем существенно усилил секторы обороны.
Османы, создавшие почти двукратный перевес в численности, 29 декабря решаются на ожесточенный штурм. Так вспоминал эти события кубанский казак Федор Елисеев, являвшийся очевидцем сражения: «Фронт был прорван, положение стало критическим, наши немногочисленные части изнемогали. В резерве Пржевальского осталось лишь две сотни 6-го Кубанского пластунского батальона. Уже в полной темноте Пржевальский решает бросить к вокзалу свой последний резерв. Пластуны без выстрелов, в полном молчании стремительно атакуют турок и опрокидывают их штыками. Внезапная и молчаливая атака производит на противника настолько сильное впечатление, что он уже не пытается возобновить атаки».
Отчаянные попытки турецких генералов переломить ход сражения с 30 декабря по 1 января оказались безрезультатными, к тому же в подкрепление подоспели 1-я Кавказская казачья дивизия и 2-я Кубанская казачья пластунская бригада. Отчетливо понимая, что обход русских не удался и остатки армии вскоре сами могут оказаться в «котле», Энвер-паша покидает ставку 2 января 1915 года. Уже через два часа, по разработанному плану наступления Юденича и Берхмана, турецкие войска оказались прижаты к крутым склонам Бардузского хребта, кольцо окружения начинало сжиматься, Сарыкамышская «мышеловка» захлопнулась. Вечером 4 января штаб турецкого 9-го корпуса капитулировал. В плен попал командир корпуса, генерал Исхан-паша, все командиры дивизий со своими штабами — более 100 офицеров.