Найти в Дзене

КАКОЙ ИЗ ЗООПСИХОЛОГА ПСИХОЛОГ?

Оглавление

Когда я взяла в свою жизнь #кане-корсо Фирина, она у меня круто изменилась. Никто никогда не зависел от меня настолько сильно, как он. Одна моя знакомая удачно сказала про него: «собака – выносная психосоматика». И это правда так. Фирин моментально считывает моё состояние и начинает болеть. Раньше (3,5 года назад) это были судороги, сейчас – это #аллергия непонятно на что. У Фирина отекают, краснеют и сохнут глаза. Естественно, нас курирует врач и естественно, я применяю лекарства. Но поскольку я не применяю сильных препаратов – симптомы не уходят, зато стоит мне разобраться с собой – глаза у Фирина «волшебным» образом исцеляются. Непонятная аллергия проявилась у него 2 года назад, и за это время у меня накопилось достаточное количество наблюдений.

Это было предисловие, а хочу я рассказать вам о том, как я, благодаря Фирину и #адаптивной зоопсихологии, научилась быстро с собой разбираться.

Мы с Фирином и Кивой в 2017 г.
Мы с Фирином и Кивой в 2017 г.

Что все мы с тараканами – это ни для кого не секрет. Каждый делает с этими своими тараканами, что хочет. Кто-то упорно игнорирует их, убеждая всех и самого себя в первую очередь – что их вообще нет, или же они маленькие и предельно милые. Кто-то своих тараканов кормит, холит и лелеет. Кто-то – наоборот травит их люто, и головы им не даёт поднять. В общем – стратегии и отношение к тараканам у всех разное.

Я же со своими тараканами договариваюсь. Это приходится делать, когда реагирует Фирин, или когда тараканы попросту мешают мне делать, что нужно. Вот вам самый банальный пример – надо заставить себя работать над диссертацией, а тараканы сразу активизируются и начинают во все голоса причитать. Кому-то срочно надо поесть, кому-то попереживать, кому-то погулять, а кто-то просто очень устал.

Думаю, всем это знакомо. И как же мне с ними договориться, когда их так много, они все хором и кто в лес кто по дрова? Как мне вообще понять, что они все просто не хотят писать диссертацию? Оказалось, это очень просто! Не надо никаких специальных техник, медитаций и прочего. Есть у меня один маленький секретик – я применяю к себе те же знания, что и к любой воспитуемой собаке! Я задаю себе простой вопрос: «Какую потребность ты сейчас удовлетворяешь?» Дальше главное – предельно честно на этот вопрос ответить. Например, 4 года назад я спросила себя, почему я сижу в депрессии, чего я хочу этим добиться. И оказалось, я хотела, чтобы меня кто-то спас! Да надо быть готовым, что ответ может быть не самым приятным. А что теперь с этим делать? А дальше я докапываюсь до самого дна – до биологической потребности, основанной на выживании. Что значит «хочу, чтобы кто-то спас»? От чего меня надо спасать? Действительно ли это должен делать кто-то? И как я сама могу себя «спасти» прямо сейчас?

Не буду делать из этого никаких секретов – та депрессия наступила у меня после длительного изматывающего #стресса, и мне всего лишь нужно было понять, что «битва окончена», и начать потихоньку восстанавливать свои силы. Название этой биологической потребности – #потребность в релаксации, или отдыхе. В тот момент, когда я это поняла, мне была нужна маленькая радость, и ею оказалась самая банальная шоколадка. Так я постепенно в течение нескольких дней вылезла из этого состояния.

Вопрос «Какую потребность ты сейчас удовлетворяешь?» – это единственный способ, который позволяет мне выпутаться из самых сложных эмоциональных состояний. Бывают состояния двойственности – когда не можешь принять решение и одновременно хочешь противоположного. Это происходит, когда друг на друга наслаиваются несколько потребностей. В этом случае надо честно ответить себе на вопрос – какая из этих потребностей сию минуту более актуальна, и как тогда её удовлетворить. Этот способ реально помогает мне понять себя и сделать выбор.

При чём тут зоопсихология? Вы, наверное, уже догадались, правда?

Да – именно этот же вопрос мы и задаём себе на каждом занятии с животными. Какую потребность собака (кошка, #лиса) удовлетворяет с помощью этого проблемного поведения? И как удовлетворить эту потребность по-другому?

Сильнее всего, конечно же, те потребности, которые основаны на выживании. Именно они создают проблемы! Собака не будет крушить квартиру из-за неудовлетворённой потребности поиграть. Игровая потребность в норме не является приоритетной. А вот #потребность в самосохранении стоит на первом месте и очень часто является причиной проблемного поведения животных в отсутствие хозяев. Градация по значимости психологических потребностей собаки приведена в учебнике Н.Д. Криволапчук «Прикладная психология собаки». А в курсе адаптивной зоопсихологии мы учимся определять индивидуальный баланс потребностей животного на практике.

Любое #проблемное поведение возникает вследствие того, что у зверя есть сильная неудовлетворённая потребность. Это проблемное поведение устойчивое, потому что оно субъективно удовлетворяет эту потребность. Именно поэтому Карен Прайор называла его #самоподкрепляемым поведением. Так и получается – это не зверь плохой, это ему просто плохо. Выход есть – искать, какие потребности заставляют зверя так себя вести и думать, как их удовлетворить.

Потребности бывают и аномальными. Например, потребность во внимании у гиперэмоциональной собачки, или потребность в самосохранении у трусливой, или потребность в общении с сородичами у переигранной. В этих случаях мы знаем, какие потребности нужно у этой собачки развить, чтобы сбалансировать переразвитые.

Например, #гиперэмоциональность всегда имеет обратную сторону – неуверенность в себе и неприспособленность к жизни. Поэтому здесь нужно постепенно снизить эмоциональность в отношениях собачки с хозяином и параллельно развивать у неё потребность в самостоятельном поведении. Переразвитую потребность в играх с сородичами мы компенсируем за счёт развития отношений зверя с хозяином. Вспоминаем, зачем собаке нужен партнёр (далеко не только для игр) и учим хозяина быть этим самым партнёром.

В норме биологические видовые потребности представляют собой единую сбалансированную систему, в которой нет перекосов – ни одна потребность целиком не перевешивает все остальные. Зная, как должна выглядеть эта система для вида и зная, какой отпечаток накладывают на неё особенности конкретной породы – мы выстраиваем стратегию своей работы так, чтобы привести потребности воспитуемого зверя к видовой норме. За счёт этого поведение зверя становится нормальным, т.к. в нём исчезают эти самые перекосы.

Автор зоопсихолог-Адаптивист Мухамедшина Ирина.

Я занимаюсь воспитанием собак и домашних лисиц и коррекцией проблемного поведения у этих животных.

Основная сфера моей деятельности - проблемы, которые не удаётся решить с помощью дрессировки.

Это поведение животных в отсутствие хозяев (лай, вой, лужи, порча квартиры), это различные формы страхов и стрессовое поведение, это гипервозбудимость.

Обращайтесь ко мне - я знаю, как помочь вашей собаке.

Мой скайп kiva-vilya1