67,8K подписчиков

Волшебный перстень святого Валентина и аметисты варваров

1,3K прочитали

Кольца епископов, фибулы меровингских королей, реликварии мучеников.

Нательная цепь, 367-375 годы, Германия. Британский музей
Нательная цепь, 367-375 годы, Германия. Британский музей

Продолжаю рассказывать об истории аметистовых украшений. Вчера мы видели, до каких невероятных высот поднялись древнеримские резчики гемм, теперь же давайте посмотрим, что изменилось с приходом христианства.

Наступает новая эпоха, которой свойственнен технологический упадок и идеологические изменения. Соответственно, отразилось это в аметистовых украшениях. Умение резьбы по камню умирает практически сразу (оно уцелеет только у византийцев, но не на столь высоком уровне).

Если мы возьмем нательные украшения варварских народов на территории бывш. Римской империи, мы увидим, что аметисты в них используются в меру (из-за своего приятного цвета), также как гранаты (которые, кажется, были популярнее). Это все те же кабошоны. Римляне, которые умели делать такие виртуозные, наверно, могли бы гранить камни, по-крайней мере, полудрагоценные, но видимо, им это просто не приходило в голову. А вот у народов Темных веков и технологий нет.

В византийских украшениях, кажется, более виртуозное взаимоотношение с золотом, быть может, наследие от эллинистической традиции. Но упадок все равно очевиден, хотя по яркости вещи очень красивы.

Браслеты из Метрополитен, впрочем, более качественно выполнены. Видите тенденцию? Показывать красоту, многоцветье камней, их разнообразие.

Византийские браслеты, 500-700 гг. Метрополитен
Византийские браслеты, 500-700 гг. Метрополитен

Теперь перейдем к аметистам в непосредственно христианских предметах. Он два раза упоминается в Библии в составе набора других камней, но какой-то особенно важной символики  с ним, видимо, не связано.

Вот типичное богословское перечисление: «В яшме отражается истина и вера; в сапфире — высота надежд небесных; в халцедоне — пламя внутреннего милосердия. В изумруде выражена сила веры в несчастии; в сардониксе — смирение святых; в сарде — священная кровь мучеников. Хризолит отражает истинную духовную проповедь; берилл — совершенство пророчеств. Наконец, в хризопразе отражены труды благословенных мучеников и их вознаграждение; в гиацинте — вознесшиеся на небо в высоких мыслях и их покорное сошествие к делам земным; в аметисте — постоянная мысль о Царствии Небесном в душах смиренных» (Рабан Мавр, начало 9 века).

В украшении религиозных объектов мы наблюдаем те же принципы.

Единственное конкретное упоминание о предпочтении аметистов в христианском культе связано с перстнями епископов. Это была традиционная регалия, для которой предпочитали камни красного/фиолетового цветов, давних цветов власти. Мне встретилось указание, что аметист использовался из-за ассоциации с апостолами, о которых в Деяниях 2:15 сказано "они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня" (речь идет о том, как они странно вели себя после Сошествия св. Духа). Поскольку аметист, как мы помним, еще с древних греков ассоциируется с "не-пьяным", то вот и закрепилось.

При этом старинных епископских перстней с аметистами мне найти не удалось, это английские образцы 18-20 веков.

Также я наткнулась на легенду, которая в гуглбукс есть в книге 1975, так что это не интернет-бред, а что-то более устойчивое. Святой Валентин ведь был тоже епископом, и будто бы у него был перстень с камеей, изображающей Купидона. И будто бы поэтому, в частности, аметист стал камнем рожденных в феврале. Я не думаю, что эта легенда старше 19 века.

В достаточно милом фантастическом сериале "Склад 13" про магические артефакты она используется, и вот вам фото реквизита - кольца св. Валентина. Как вы видите, это типичная древнеримская камея, примеры которых я показывала ранее.

Кольца епископов, фибулы меровингских королей, реликварии мучеников. Продолжаю рассказывать об истории аметистовых украшений.-8

Завтра покажу, как в Ренессанс произошла революция, и что стали делать с аметистами друзья Рафаэля.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.