Стратегия и Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года
«Наша задача не пестовать монопольное преимущество РЖД, а создавать вокруг железнодорожного транспорта удобную и комфортную среду»
О.В.Белозеров.
В транспортной системе России ведущим и организующим видом является железнодорожный транспорт. В ближайшем будущем железнодорожный транспорт не будет иметь альтернативы с точки зрения рентабельности и экологической безопасности при перевозке значительных объемов стабильных объемов массовых грузов, доставляемых на средние и большие расстояния, и для обеспечения пассажирских перевозок.
Необходимость разработки программы
Программа основывается на внешних макроэкономических и регуляторных условиях, включая налоговые условия. В случае существенного изменения указанных условий, предусматривается создание механизма, направленного на минимизацию возникающих рисков с закреплением в нормативно-правовой базе. Программа направлена на реализацию задач, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2025 года.
Выделяются дочерние компании, меняется система управления с учетом требований рынка транспортных услуг с одновременным обеспечением единства управления и безопасности функционирования ОАО "РЖД". Такие огромные изменения ведущей и крупнейшей железнодорожной компании не имеют себе равных не только в практике отечественной, но и мировой, и влияют на всю систему основных принципов не только железнодорожного транспорта, но и всего транспортного комплекса России.
Российская железная дорога - одна из ведущих мировых железнодорожных систем.
- Эксплуатационная протяжённость сети железных дорог общего пользования России составляет 85,5 тыс. км, электрифицировано 43,7 тыс. км.
Средняя плотность железных дорог составляет 7,2 км на 1000 км² территории.
Характерной особенностью железнодорожного транспорта в России является высокая доля; по протяжённости электрифицированных магистралей Россия занимает 1-е место в мире (2-е место Китай — 38,5 тыс. км) - Грузооборот на сети ОАО «РЖД» в 2010-2018 годах стабильно растет (за исключением незначительного снижения в 2013 году). В 2018 году он составил 2 596,9 млрд т-км, что превышает уровень 2010 года на 29,4%. Стоит отметить, что в 2018 году был установлен исторический рекорд грузооборота за всю историю железнодорожного транспорта России.
- Пассажирооборот на железнодорожном транспорте за рассматриваемый период сократился на 7% до 129 млрд пасс.-км. При этом в пригородном сообщении также наблюдается рост (+18,2% до 33 млрд пасс.-км), а в дальнем следовании снижение (-13,3% до 96 млрд пасс.-км).
- Средний вес грузового поезда брутто с 2010 по 2018 год неуклонно увеличивался и в 2018 году составил 2426 тонн, что на 5,4% выше уровня 2010 года.
- Густота железнодорожной сети России составляет 30,3 км., что значительно ниже густоты железных дорог не только развитых стран, но и большинства бывших союзных республик СССР. Очевидно, что в России необходимо строительство новых железнодорожных линий, особенно для освоения.
- Участковая скорость движения поездов увеличиваются на протяжении последних лет. Например, участковая скорость с 2012 по 2018 годы увеличилась на 13,6% до 40,9 км/ч, а техническая скорость – на 3,3% до 46,7 км/ч.
Динамика работы железнодорожного транспорта
С 2010 года существенно менялась экономическая ситуация в России и международная политическая обстановка, что естественным образом отражалось на деятельности транспорта. Несмотря на это, повышается эффективность грузовых железнодорожных перевозок, улучшаются количественные и качественные показатели перевозок, обновляется подвижной состав. Усиливается конкурентное давление со стороны других видов транспорта, что выражается в снижении доли железнодорожных пассажирских перевозок и изменении их структуры
Показатели эксплуатационной работы железных дорог делятся на количественные и качественные.
Количественные показатели характеризуют объемы перевозок пассажиров и грузов, а также работы подвижного состава. К ним относятся: число перевезенных пассажиров, пассажирооборот, число погруженных и выгруженных вагонов (погрузка, выгрузка), грузооборот, пробеги вагонов, локомотивов, поездов, грузонапряженность и др.
Погрузку и выгрузку учитывают в физических вагонах и тоннах, грузооборот — в тонно-километрах нетто, пассажирооборот — в пассажиро-километрах. Пробеги подвижного состава измеряются в вагоно-километрах, локомотиво-километрах, поездо-километрах. Грузонапряженность, определяется тонно-километрами нетто на 1 км линии в год.
Качественные показатели характеризуют использование подвижного состава. К этим показателям относятся: скорость движения поездов, оборот вагона, среднесуточный пробег и производительность вагонов, локомотивов, нагрузка вагона, производительность труда и себестоимость перевозок.
Структурное реформирование и регулирование железнодорожной отрасли
Структурные преобразования железных дорог - являются «прагматичным поиском модели, которая работает в специфических условиях рынков и где цели руководства железных дорог соотносятся с целями национальной политики в сфере железнодорожного транспорта.
1. Либерализация рынков транспортных услуг в целом, что способствует усилению межвидовой конкуренции и экспансии крупных железнодорожных компаний в другие регионы
2. Стимулирование переключения грузопотоков на железные дороги, руководствуясь принципами экологического и устойчивого развития
3. Низкие цены на услуги ж/д ассоциируются с большим присутствием государства в отрасли. Либеральное регулирование и открытие для конкуренции не обязательно способствует получению эффектов для пользователей услуг
4. Государство продолжает оставаться главной заинтересованной стороной в инфраструктурной и перевозочной деятельности железнодорожного транспорта.
5. Переосмысление моделей построения рынка. Признаются ошибки радикальных преобразований на железных дорогах. Поиск новых форм вертикальной интеграции инфраструктурной и перевозочной деятельности
Ключевые документы в сфере стратегического управления
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства от 19 марта 2019 г. №466-р)
· Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
· Генеральная схема развития сети железных дорог
· Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
· Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
· Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в 2019-2024 гг
· Стратегия пространственного развития Российской Федерации
· Долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны Минэкономразвития России
· Указ Президента РФ В.В.Путина № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года и послание Президента Федеральному Собранию
Бизнес-модель Холдинга «РЖД
Железнодорожные перевозки и инфраструктура
Функции:
· обеспечение перевозочного процесса
· управление движением поездов
· управление тяговыми ресурсами
· развитие, содержание и ремонт инфраструктуры
Железнодорожные перевозки и инфраструктура – самый крупный в Компании, он выполняет главную роль в обеспечении работы холдинга «РЖД», создавая условия для качественной работы и развития других разделов Холдинга. Спецификой развития данного раздела является сохранение публичности услуг, государственного регулирования как субъекта естественной монополии.
Деятельность в рамках блока осуществляется структурными подразделениями ОАО «РЖД»:
· Центральной дирекцией инфраструктуры;
· Дирекцией тяги;
· Центральной дирекцией управления движением;
· Центральной дирекцией по ремонту пути;
· Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава.
Прочая выручка
Функция:
· проведение политики социальной ответственности перед работниками, обществом и государством
Развитие социального(прочего) блока строится на основе объективной оценки добавленной стоимости, создаваемой за счет социальной поддержки коллектива и эффективного использования активов этого блока для оказания рыночных услуг. Незаменимым элементом блока является социальная и общественная политика Холдинга, проводимая вне трудового коллектива.
Деятельность в рамках социального(прочего) блока осуществляется структурными подразделениями ОАО «РЖД»:
· Департаментом социального развития;
· Департаментом управления персоналом;
· Департаментом по организации, оплате и мотивации труда;
· ОАО «РЖД Здоровье».
Пассажирские перевозки
Функции:
· оказание услуг в области перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа
· обслуживание пассажиров, содержание пассажирского подвижного состава
Стратегический приоритет – расширение предложения потребителям современных транспортных услуг, предусматривающих ускорение и увеличение транспортировки перевозок, повышение качества традиционного сервиса в поездах и соответствующих перевозке сферах. Одним из главных направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных перевозок между крупнейшими районами страны на основе современных эффективных решений.
Подразделения и компании холдинга «РЖД»:
Перевозочную деятельность в рамках бизнес-блока осуществляют:
· в пригородном сообщении – 25 пассажирских пригородных компаний (ППК) и ОАО «РЖД» (в лице Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД»);
· в дальнем следовании основным перевозчиком выступает дочернее общество ОАО «РЖД» – АО «ФПК».
Транспортно-логистический блок
Стратегический приоритет – формирование разнообразия продуктовой корзины Холдинга «РЖД» с переходом от оказания преимущественно услуг по перевозкам к предоставлению грузовладельцам комплексных интегрированных услуг по принципу «от двери до двери».
Функции:
· организация работы с грузоотправителями
· формирование и развитие системы транспортного обслуживания
· развитие операторской и логистической деятельности
В рамках этого блока деятельность осуществляется ДЗО и подразделениями ОАО «РЖД», среди которых крупными операторами грузовых перевозок являются:
· компания АО «ФГК»;
· АО «ОТЛК» (включая ПАО «ТрансКонтейнер» и АО «РЖД Логистика»);
· компания GEFCO.
Ключевые направления развития грузовых железнодорожных перевозок
Лояльность клиентов:
- CRM адаптация транспортных продуктов под потребности гибкие
- тарифы в рамках «тарифного коридора»
- улучшение взаимодействия подразделений внутри Холдинга
Оптимизация и развитие продуктов и услуг:
- стандартизация качества услуг предсказуемость доставки грузов
- «RZD-Express» для перевозки мелких и средних партий грузов
- транзит контейнеров «Китай – Европа»
- контрейлерные перевозки
Развитие логистических услуг:
- глобальные транспортные сети
- логистический аутсорсинг промышленных предприятий
- развитие грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров
Прекращение государственного регулирования в конкурентных сегментах рынка:
- контейнерные перевозки
- перевозка светлых нефтепродуктов
- перевозки рыбы и рыбопродуктов
Мультиагентное взаимодействие на основе электронного
документооборота
Приоритетные направления развития пассажирских железнодорожных перевозок
1. В дальнем следовании
Пассажирооборот в 2018 г. – 96,3 млрд. пасс.-км + 5,7% в т.ч. в высокоскоростном сообщении – 7,3 млрд. пасс.-км
✓Формирование оптимальной маршрутной сети и расписания ✓Скоростное сообщение поездами «Ласточка», «Стриж», 2-х этажными вагонами
✓Цифровизация клиентских сервисов
✓Развитие мультимодальности
✓Повышение качества обслуживания и введение инновационных продуктов в поезде
✓Обеспечение доступности вагонов для малоподвижных граждан до 85%
2. Вокзальный комплекс
✓Формирование многофункциональных интермодальных хабов и пересадочных узлов, интеграция с городской средой ✓Оптимизация использования площадей зданий железнодорожных вокзалов (в т.ч. за счёт синергии и кооперации с автовокзалами) ✓Увеличение доли вокзалов, доступных для маломобильных граждан, до 43%
3. В пригородном сообщении
Пассажирооборот в 2018 г. – 33,1 млрд. пасс.-км + 3,9%
✓Интеграция пригородных поездов с городской транспортной средой (пример: Московское центральное)
✓Адаптация мультимодальных сервисов (комплексные маршруты из нескольких видов транспорта)
✓Обновление подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры
✓Доступность, качество и безопасность перевозки пассажиров, в т.ч. для маломобильных граждан до 25%
✓Сокращение межпоездного интервала движения (где возможно)
✓Долгосрочные взаимные обязательства с региональными органами власти (установление маршрутов и объёмов перевозок, тарифов, субсидий)
Целевые ориентиры зарубежного бизнеса «РЖД» до 2025 года
Стратегические приоритеты данного направления – укрепление и расширение присутствия Холдинга на рынке международного железнодорожного инжиниринга и инфраструктурного транспортного строительства, создание условий для расширения других видов бизнеса Холдинга на рынках присутствия в качестве подрядчика при сооружении инфраструктурных объектов. Планируется развитие в сферах проектирования и строительства объектов железнодорожного транспорта, создания сложных систем управления инфраструктурой и перевозками, организации движения, управления экономикой и финансами железных дорог.
Структура инвестиционной программы 2019 – 2025 гг.
Выполнение Указа Президента РФ №204 от 07.05.2018 - будет являться гарантией развития транспортной системы страны и реализации задач, поставленных перед компанией руководством страны, и направлено на решение задачи по увеличению доли инвестиций в стране до 25 % ВВП
▪ модернизация ж.д. инфраструктуры БАМа и Транссиба (876 млрд. руб., в т.ч.: РЖД – 797 млрд. руб., ФНБ - 79 млрд. руб.)
▪ развитие ж.д. инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (62 млрд. руб., в т.ч.: РЖД – 41 млрд. руб., бюджет - 21 млрд. руб.)
▪ Поэтапное развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов РФ (477 млрд. рублей, в т.ч.: РЖД – 205 млрд. руб., бюджет - 272 млрд. руб.)
▪ строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань» (1 этап: Железнодорожный-Владимир-Гороховец) (199 млрд. руб., в т.ч.: РЖД – 199 млрд. руб.)
▪ сокращение времени перевозки контейнеров ж.д. транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до 7 дней, и увеличения объема транзитных перевозок контейнеров ж.д. транспортом в 4 раза (202 млрд. руб., РЖД – 202 млрд. руб.)
Повышение эффективности операционной деятельности
Обеспечение экологической безопасности
Ключевые инициативы до 2025 года:
✓Переход на экологически чистые виды топлива
✓Замена оборудования на энергоэффективное
✓ Последовательное сокращение сброса сточных вод и образования отходов
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» - драйвер для развития всех ключевых участников рынка
Государство
▪ Удовлетворение спроса на перевозки для обеспечения роста экономики Российской Федерации: формирование ВВП в размере до 9 трлн. руб. (в 2025 году)
▪ Увеличение вклада в ежегодный прирост ВВП формирование 10% годового прироста
▪ Обеспечение конкурентоспособности российской экономики за счет принятой долгосрочной модели тарифообразования с индексацией инфляция-0,1%
▪ Налоговые выплаты с учетом заказа для отраслей экономики (до 2025 года) 5 трлн. рублей
ОАО «РЖД»
▪ Обеспечение технологической устойчивости ж/д перевозок, повышение безопасности на 34%
▪ Снижение себестоимости на 13% к уровню 2018 года (в ценах 2018 года)
▪ Рост энергоэффективности: удельный расход топлива -7,5%, электроэнергии -2,8%
▪ Повышение производительности труда (5% ежегодно) при обеспечении социальной стабильности
▪ Доходность активов, обеспечивающая возврат инвестиций
Потребители услуг ж/д транспорта
▪ Доступность транспортной услуги: прирост грузооборота +21%
▪ Снижение доли транспортных затрат в конечной цене перевозимых грузов в долгосрочной перспективе (-1 п.п.)
▪ Повышение качества услуги перевозки скорость доставки +35 км/сут, рост надежности доставки на 2,3 п.п.
▪ Повышение мобильности населения (+20%), рост удовлетворенности пассажиров в результате изменения ценовых параметров, качества и комфорта: закупка > 4 тыс. пасс. вагонов
Производители подвижного состава и других ресурсов
▪ Формирование платежеспособного спроса: - на материалы и сервисные услуги для инфраструктуры и подвижного состава (+20% к 2025 году) - на продукцию транспортного машиностроения.
Операторы
▪ Повышение производительности вагонного парка за счет улучшения качественных эксплуатационных показателей
▪ Повышение доходности на вагон в сутки за счет ускорения оборота вагона
▪ Рост грузовой базы (+18%), в том числе за счет конкурентоспособности ж/д транспорта
Инвесторы в инфраструктуру
▪ Наличие работоспособных механизмов отдачи инвестиций от ГЧП 4 трлн. руб. частных инвестиций
Список использованных источников:
1. Гольц Г.А., Филина В.А. « Пути развития транспорта России» , 1998 г.
2. http://www.ipem.ru/files/files/research/20190405_rail_2025_report
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 № 362-ФЗ
4. Громов. Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. « Единая транспортная система», 1987 г.
5. https://www.rzd.ru/ru/9273
6. Бухгалтерская отчетность организаций за 2019 год / Росстат; НИУ «ВШЭ». – URL: http://sophist. hse.ru/rstat_data/ecbase/BOO2017pk.rar
7. https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/zadachi-i-perspektivy-realizatsii-tselevoy-modeli-rynka-passazhirskikh-perevozok-do-2025-goda/
8. https://studfile.net/preview/2140699/
9. https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-19032019-n-466-r/dolgosrochnaia-programma-razvitiia-otkrytogo-aktsionernogo/i/
10. https://rly.su/ru
11. Автоматические системы транспортных средств / В.В. Беляков и др. - М.: Форум, 2014
12. Парыгина, В.А. Бюджетная система России / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. - М.: Эксмо, 2015
13. Романов Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи) / Романов, Анатолий Николаевич; Одинцов, Ефимович Борис. - М.: Вузовский учебник, 2015
14. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности по полному кругу хозяйствующих субъектов / ЕМИСС.– URL: https:// fedstat.ru/indicator/59048
15. Статистические сборники «Россия в цифрах» за 2010-2018 годы, опубликованные Федеральной службой государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_
16. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 466-р)
17. Распоряжение Правительства РФ «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 02 июня 2016 №1083-р»