Найти тему
ПОД СТУК

Чем отличается пантограф от токоприёмника? Или это вовсе одно и то же?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Как вы знаете, на крышах электрического транспорта, будь то электровоз, электропоезд или трамвай расположен пантограф.. или токоприёмник? Впрочем, в этой статье разберёмся, как же правильно называется эта конструкция, предназначенная для соединения электрических схем подвижного состава с контактной сетью.

Пантограф
Пантограф

Пантограф или токоприёмник?

Да на самом деле всё просто, пантограф - это частный случай токоприёмника, который, в свою очередь, является электрическим аппаратом, предназначенным для создания контакта электрооборудования подвижного состава с контактной сетью. Сам же пантограф правильно называть пантографным токоприёмником.

Виды токоприёмников

Давайте начнём с пантографа. Пантограф - это токоприёмник с подъёмным механизмом, который обеспечивает вертикальное перемещение контактного полоза.

Контактный полоз - это верхняя часть пантографа (токоприёмника), которая касается контактного провода и через который осуществляется токосъём.

При поднятом пантографе, вся его конструкция состоящая из находится под напряжением контактной сети.

В наше время всё чаще можно увидеть новый тяговый подвижной состав, оборудованный полупантографами, которые также называют ассиметричными токоприёмниками. Внешне они представляют собой половину классического пантографа.

Полупантограф
Полупантограф

Среди преимуществ полупантографа перед пантографом: меньшая масса, а равно меньший расход материалов, занимает значительно меньше места на крыше, что позволяет разместить больше оборудования, меньше колебаний токоприёмника передается на контактную подвеску, что означает лучший токосъём.

Ну а минусом пантографа является его меньшая прочность. Хотя, при обрыве контактной сети приводится в негодность как полупантограф, так и классический пантограф.

Токоприёмники на трамваях и троллейбусах

Хоть на современных трамваях и используются полупантографы, а у тех, что постарше - обычные пантографы, так было далеко не всегда. Ранние трамваи оборудовались штанговыми или бугельными (дуговыми) токоприёмниками.

Бугель
Бугель

Дело в том, что у штанги довольно много недостатков перед пантографом. Главным из них является необходимость сооружение стрелок на контактном проводе (как у троллейбусной «конташки»), помимо этого, штанги подвержены сходу с провода, что также не есть хорошо.

Однако штанговый токоприёмник незаменим на троллейбусах, ведь данный вид транспорта не может при движении всегда оставаться в одной «колее». Часто возникает необходимость перестраиваться между рядами, объезжая машины, а также подъезжать к остановкам.

Штанги
Штанги

А вот недостатки бугеля раньше были менее очевидны. Однако нашлись и они. В первую очередь, бугелем более тяжело управлять (поднимать и опускать). Делать это из кабины невозможно. Во-вторых, пантограф позволяет двигаться в обоих направлениях одинаково быстро, в то время как бугель (да и штанги тоже) обеспечивает движение с достаточной скоростью только вперёд.

Ну и места много занимает, что штанги, что бугель. Поэтому на трамваях используется либо пантограф, либо полупантограф.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Читать далее:
Почему ж/д мосты через реки охраняют люди с автоматами и у вас не получится по ним пройти?
Для чего нужны ещё два или три провода, помимо контактного, на опорах контактной сети с другой стороны путей?
Сколько километров проезжает машинист за свою 10-12 часовую смену в среднем?

-5