Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Как вы знаете, на крышах электрического транспорта, будь то электровоз, электропоезд или трамвай расположен пантограф.. или токоприёмник? Впрочем, в этой статье разберёмся, как же правильно называется эта конструкция, предназначенная для соединения электрических схем подвижного состава с контактной сетью.
Пантограф или токоприёмник?
Да на самом деле всё просто, пантограф - это частный случай токоприёмника, который, в свою очередь, является электрическим аппаратом, предназначенным для создания контакта электрооборудования подвижного состава с контактной сетью. Сам же пантограф правильно называть пантографным токоприёмником.
Виды токоприёмников
Давайте начнём с пантографа. Пантограф - это токоприёмник с подъёмным механизмом, который обеспечивает вертикальное перемещение контактного полоза.
Контактный полоз - это верхняя часть пантографа (токоприёмника), которая касается контактного провода и через который осуществляется токосъём.
При поднятом пантографе, вся его конструкция состоящая из находится под напряжением контактной сети.
В наше время всё чаще можно увидеть новый тяговый подвижной состав, оборудованный полупантографами, которые также называют ассиметричными токоприёмниками. Внешне они представляют собой половину классического пантографа.
Среди преимуществ полупантографа перед пантографом: меньшая масса, а равно меньший расход материалов, занимает значительно меньше места на крыше, что позволяет разместить больше оборудования, меньше колебаний токоприёмника передается на контактную подвеску, что означает лучший токосъём.
Ну а минусом пантографа является его меньшая прочность. Хотя, при обрыве контактной сети приводится в негодность как полупантограф, так и классический пантограф.
Токоприёмники на трамваях и троллейбусах
Хоть на современных трамваях и используются полупантографы, а у тех, что постарше - обычные пантографы, так было далеко не всегда. Ранние трамваи оборудовались штанговыми или бугельными (дуговыми) токоприёмниками.
Дело в том, что у штанги довольно много недостатков перед пантографом. Главным из них является необходимость сооружение стрелок на контактном проводе (как у троллейбусной «конташки»), помимо этого, штанги подвержены сходу с провода, что также не есть хорошо.
Однако штанговый токоприёмник незаменим на троллейбусах, ведь данный вид транспорта не может при движении всегда оставаться в одной «колее». Часто возникает необходимость перестраиваться между рядами, объезжая машины, а также подъезжать к остановкам.
А вот недостатки бугеля раньше были менее очевидны. Однако нашлись и они. В первую очередь, бугелем более тяжело управлять (поднимать и опускать). Делать это из кабины невозможно. Во-вторых, пантограф позволяет двигаться в обоих направлениях одинаково быстро, в то время как бугель (да и штанги тоже) обеспечивает движение с достаточной скоростью только вперёд.
Ну и места много занимает, что штанги, что бугель. Поэтому на трамваях используется либо пантограф, либо полупантограф.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
• Почему ж/д мосты через реки охраняют люди с автоматами и у вас не получится по ним пройти?
• Для чего нужны ещё два или три провода, помимо контактного, на опорах контактной сети с другой стороны путей?
• Сколько километров проезжает машинист за свою 10-12 часовую смену в среднем?