Если сдвинуть свой сон лишь на час раньше, можно снизить риск депрессии на 23%. К такому выводу пришли ученые по результатам масштабного генетического исследования
Исследование, в котором использовали данные более 840 тысяч человек, провели ученые из Университета Колорадо в Боулдере и Массачусетского института.
Эти исследования особенно актуальны именно сейчас, когда мир постепенно отходит от пандемии. Карантин заставил многих людей работать или посещать занятия удаленно. Как следствие, они тоже начали просыпаться позже.
«Уже длительное время ученым известно, что существует зависимость между сном и настроением, но вопрос о том, как именно нужно изменить свой сон, чтобы чувствовать себя лучше, до сих пор не имел четкого ответа, – утверждает Селин Веттер, психолог из Университета Колорадо в Боулдере. – Мы обнаружили, что если вставать на час раньше, можно снизить свой риск депрессии почти на четверть».
Из предыдущих исследований известно, что «совы» почти вдвое чаще страдают от депрессии, чем «жаворонки», независимо от продолжительности сна. Но поскольку расстройства настроения, со своей стороны, тоже влияют на сон, ученые пока не могли однозначно установить причинно-следственные связи.
Другие исследования имели небольшую выборку или же не учитывали внешних факторов, которые могли влиять как на сон, так и на настроение.
В 2018 г. Веттер опубликовала большое исследование 32 тысяч нянь, которое показало, что у «жаворонков» было на 27% меньше риска заболеть депрессией в течение четырехлетнего периода.
Чтобы лучше понять, как изменение ритма сна влияет на ментальное здоровье, исследователь Ияс Даглас обратился к генетической компании 23 and Me и биомедицинской базе данных UK Biobank. С помощью метода, называемого «менделевской рандомизацией», использующего генетические ассоциации, Даглас попытался понять причинно-следственные связи между сном и депрессией.
«Наши гены не меняются с рождения. Исследуя гены, ученые могут обойти внешние факторы, которые влияют на другие виды эпидемиологических исследований», – утверждает Даглас, выпускник Гарвардской школы медицины.
Известно, что более 240 генетических вариантов, в частности так называемый «часовой ген» PER2, влияют на человеческий хронотип, а генетика объясняет 12-42% наших предпочтений относительно сна.
Исследователи использовали генетические данные более 840 тысяч человек, среди которых 85 тысяч в течение недели носили трекеры сна, а еще 250 тысяч заполняли анкеты о своих циклах ежедневной активности. Как следствие, ученые получили подробную картину – вплоть до часа – того, как гены влияют на то, как люди засыпают и просыпаются.
Примерно треть участников этой выборки идентифицировала себя как «жаворонков», 9% сказали, что они «совы», а все остальные ответили, что находятся посередине между ними. В общем, для большинства людей середина сна приходится на 3 часа ночи, что означает, что среднестатистический человек ложится в 11 часов ночи, а просыпается в 6 утра.
Эти данные исследователи сравнили с анонимными медицинскими данными об основных депрессивных диагнозах. С помощью статистических инструментов они хотели ответить на вопрос о том, могут ли генетические варианты, благодаря которым отдельные люди являются «жаворонками», снижать риск появления у них депрессии.
Ответ показал, – утвердительное «да». Ученые установили, что каждый ранний час, на который приходится середина сна (время между засыпанием и бодрствованием по утрам), снижает риск депрессии на 23%.
Это означает, что если кто-то, кто обычно ложится спать в 1 ночи, ложиться в полночь, он уменьшит риск появления у себя депрессивных нарушений почти на четверть, а если он будет ложиться в 23 – то на целых 40%.
Исследования, правда, не поясняют, выиграют ли от этого люди, которые и так просыпаются очень рано, однако из него вытекает однозначный вывод, что «совам» лучше перейти на ранний режим сна.
Что может объяснить это влияние?
Одно из объяснений заключается в том, что люди, которые встают рано, получают больше дневного света, что влияет на гормональные ритмы, которые, со своей стороны, влияют на настроение.
Другое объяснение указывает на то, что наличие у человека привычки, которая существенно отличается от того, что принято в обществе, само собой отрицательно влияет на его ментальное состояние.
«Мы живем в культуре, которая вознаграждает “жаворонков”. “Совы” живут с ощущением, как будто они разбалансированы с остальной частью общества», – утверждает Даглас.
Исследователь утверждает, что нужно провести дополнительные исследования, чтобы установить, может ли смена графика сна помочь людям, которые уже страдают от депрессии. Это же исследование, по его словам, подает весомые доказательства, что сон действительно является фактором, который существенно влияет на депрессию.