Найти в Дзене

Как появилась Логистика, или управление цепями поставок по-древнегречески

Оглавление

Греция и Рим — колыбель человеческой цивилизации. Даже спустя две тысячи лет влияние их культуры сохраняется во многих сферах — от даты Нового Года до множества терминов и заимствований. Логистика, как понятно из названия, тоже зародилась именно в этих государствах. Удивительно, но организацией поставок на профессиональном уровне занимались задолго до нашей эры.

Зарождение логистики в Древней Греции

В Древней Греции логистика существовала совсем не в той форме, в которой мы привыкли её воспринимать. Но термин Logistike появился именно там — примерно в V веке до нашей эры. Первые логисты занимались практическим счётом. Они сверяли отчёты чиновников, контролировали бюджет и государственные расходы, то есть больше напоминали бухгалтеров. Тогда причем здесь организация поставок?

В то время отдельные города и общины не были объединены в одну страну. Поэтому разные органы власти должны были заниматься всеми вопросами поставок самостоятельно: как в сфере торговли, так и в военных вопросах. Торговля между городами шла бойко, но ее организация складывалась стихийно. Помимо внутреннего грузопотока, товары шли из соседних государств и с завоеванных земель: Египта, Причерноморья, Сицилии и даже с Западной Европы.

Отправка зерновых, овощей, льна, керамики, ювелирных изделий и тканей из Древнего Египта по Нилу через Средиземное море в Древнюю Грецию (автор неизвестен)
Отправка зерновых, овощей, льна, керамики, ювелирных изделий и тканей из Древнего Египта по Нилу через Средиземное море в Древнюю Грецию (автор неизвестен)

Чтобы извлечь выгоду из регулярных торговых поездок, мудрые греки ввели пошлину на ввоз и вывоз товаров из-за границы. В свою очередь торговцы тоже стремились к прибыли и стали объединяться: нанимать один корабль и брать денежные ссуды на закупку товаров. А это уже очень напоминает современный подход.

Не стоит забывать и о военных поставках. Сражения с соседями (да и между собой) не обходились без поставок припасов и снаряжения. Поэтому логично, что война помогла развиться и логистике. За любым войском должна была следовать колонна с продовольствием и боеприпасами.

Влияние Римской Империи

Ну а Рим, как и во многих других сферах, перенял опыт Греции и дал ему мощный толчок развития. Работа логистов внутри Римской Империи — наглядный тому пример.

Основной задачей логистики было распределение продовольствия между разными участками империи. Огромная территория занимала пространство современной Италии, Испании, Португалии, Франции, Британии, всё побережье Средиземного моря и север Африки! На такой площади нелегко было обеспечить правильное распределение ресурсов. Именно от качественной работы логистов зависело жизнеобеспечение коренных жителей и появившихся колоний, а также доставка редких товаров с окраины Римской Империи в центр.

Военная логистика в Древнем Риме сделала легионы практически непобедимыми. Резервы питания и снаряжения хранились в огромном количестве в каждом городе. При необходимости они быстро поставлялись к армии наиболее удобными способами — по воде и суше.

Рональд Сидней Эмблтон (6 октября 1930 - 13 февраля 1988) — британский художник-иллюстратор. Сопровождение Римской армии продовольственными обозами.
Рональд Сидней Эмблтон (6 октября 1930 - 13 февраля 1988) — британский художник-иллюстратор. Сопровождение Римской армии продовольственными обозами.

Отвечал за безопасность поставок сам военачальник. Это было необходимо, ведь враги понимали, что сила римлян, в том числе в оперативных поставках провизии. На корабли снабжения часто нападали, поэтому их сопровождали специальные охранные отряды.

Когда и как продолжилось развитие?

Логистика присутствовала во всех развитых государствах того времени: знаменитый Великий Шёлковый Путь тому доказательство. Позднее развивали логистику Византия («путь из варяг в греки»), Индия, Древняя Русь. Немалое влияние оказали на развитие искусства поставок многочисленные войны.

ТрансСибирская магистраль построена по маршруту Великого Шелкового Пути
ТрансСибирская магистраль построена по маршруту Великого Шелкового Пути

Особняком стоят завоевания Наполеона, который продвигался со своим войском по всей Европе. В это время изменились подходы к продуктам питания — чего стоит появление консерв. Еда долгого хранения сняла множество проблем в походах на большие расстояния. Ещё больше всё изменилось с появлением современного транспорта — поездов, автомобилей, самолётов.

Расстояние перестало быть помехой для перевозки даже быстропортящихся вещей. Во время Второй мировой войны появилось много новых маршрутов тыловой и военной логистики, которые нашли применение и в послевоенное время. И все же именно Древняя Греция и Римская Империя заложила основные принципы, по которым строилась логистика сотни лет. Удивительно, но ширина европейской железной дороги обусловлена исключительно шириной римских колесниц, для которых когда-то, две тысячи лет назад, проложили первые дороги для доставки провизии в отдалённые колонии.

Источник: Блог ТЭК Оператор

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал ТЭК Оператор и читайте статьи первыми.
Для консультации со специалистом по логистике звоните:
+7 495 150-05-09 Москва
+7 925 864-80-63 Владивосток
+7 424 228-31-05 Южно-Сахалинск
info@tekoperator.ru