С развитием науки совершенствуются и методы изучения древних останков. Специалисты выясняют происхождение, диету, болезни, причину смерти людей, живших сотни и тысячи лет назад. Впрочем, интерпретации подвергаются даже обстоятельства открытия останков и сопутствующих находок.
Сегодня перескажем интервью директора Археологического парка Геркуланума Франческо Сирано о находке 1980-х годов. Тогда на древнем пляже этого древнеримского города в сооружениях, которые археологи условно назвали эллингами (помещениями для хранения лодок), были найдены останки трех сотен горожан. В 79 году они спасались там от извержения вулкана Везувий.
Около двух десятков человек тогда погибли на самом берегу. Причем большинство погибших внутри эллингов – женщины и дети, а те, кто остался у воды, - мужчины. Среди последних внимание ученых привлек скелет военного. На нем был обнаружен богатый пояс с мечом и кинжалом, сумку со столярными инструментами и немалую (для солдата) сумму денег. Антропологи сообщили, что ему на момент смерти было лет 40-45, он был здоровым и физически крепким.
Археологи предположили, что это был легионер, который вместе с несколькими мужчинами ждал на берегу лодки для спасения людей, что сидели в эллингах. Скелету дали условное популярное имя – Солдат из Геркуланума.
Во время карантина у сотрудников археологического парка было время обратиться к архивам и пересмотреть находки прошлых лет. Так появилась новая интерпретация у Солдата из Геркуланума.
Во-первых, обратили особое внимание на его личные вещи. У меча была рукоять из слоновой кости, ремень отделан золотом и серебром, и рядом с Солдатом лежали 2 золотые и 12 серебряных монет.
Во-вторых, сумка с инструментами не положена обычному легионеру. Было предположение, что это преторианец. Но у специалистов нет сведений о размещении преторианской гвардии где-то на Неаполитанском побережье.
Пересмотр известных данных под другим углом зрения подсказал археологам новую гипотезу.
Очевидно, что мужчина не был простым легионером. А если вспомнить, что не слишком далеко от Геркуланума в Мизене стоял флот, то вероятнее, что он был моряком, а не солдатом. Вот только обычному матросу не нужна сумка со столярными или плотницкими инструментами, а столько денег у него вряд ли могло быть. Так что, по предположению специалистов, он мог быть морским инженером Мизенского флота, работавшим с деревом. Такой инженер назывался faber navalis.
Кроме того, до нас дошли письма Плиния Младшего, которые он написал историку Тациту. В них Плиний, племянник префекта Мизенского флота Плиния Старшего, рассказал, что происходило в доме дяди во время извержения Везувия. Особенно интересен факт, что Плиний Старший отправился на помощь на корабле именно в сторону Геркуланума. Правда, ему пришлось сменить курс из-за волн и пепла и причалить в Стабиях юго-западнее Помпей по побережью. Так что морской инженер мог оказаться на пляже Геркуланума не просто так, а по приказанию префекта флота Гая Плиния Секунда (Старшего).
Увы, на данном этапе исследований подтвердить или опровергнуть эту гипотезу невозможно. Но само ее появление свидетельствует о постоянной работе археологов не только с новыми данными, но и со старыми известными фактами.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.