Все привыкли считать, что банкиры — акулы капитализма, которые грабят бедных и оставляют всё себе. Сегодня мы расскажем о банкирах, умело балансирующих между желанием нажиться и быть хорошим человеком перед Всевышним.
Для написания этой статьи мы попросили помочь одного мусульманина, который попросил об анонимности. В какой-то мере этот пост тоже разумный компромисс экономики и религии.
Шариатом (сводом религиозных мусульманских законов) — запрещено получение необоснованной платы за пользование деньгами и в большинстве случаев получение процентов по кредиту или депозиту приравнивается к ростовщичеству, что является страшным грехом.
Слово «риба» (процент) буквально означает «превышение или дополнение», и переводится как процент, превышение, увеличение или дополнение. Согласно терминологии Шариата, оно означает любое чрезмерное вознаграждение без надлежащего встречного удовлетворения. Акцент на слове «чрезмерное».
Для многих это покажется фантастикой, но принципиальный подход исламской банковской системы к отношениям банка и его клиента состоит в том, что стороны в процессе переговоров устанавливают справедливую стоимость банковской услуги.
Критики современной экономической системы, построенной на кредитной кабале даже приводят эту систему в качестве примера. Выглядит это забавно, но имеет место быть.
Схема кредитования проста, как палка — банк удовлетворяет финансовую потребность клиента через участие в финансируемом проекте на принципах раздела прибыли или в рамках совместного предприятия либо через покупку и перепродажу клиенту с оговорённой прибылью того актива, в кредитовании покупки которого клиент нуждается.
Фактически слово «кредит» тут, чтобы нам с вами были понятны эти взаимоотношения. Естественно, им в традиционном понимании даже и не пахнет.
При таких партнёрских принципах взаимоотношений исламский банк вынужден более ответственно, чем традиционный банк, исследовать предмет финансирования и его экономическую обоснованность. Поэтому мы не наблюдаем в арабских странах новости об очередном рекорде закредитованности. Хотя и у нас, и у них лапки нефть.
Кстати, в России есть несколько исламских финансовых структур, но они строго для своих. Их рекламу не увидишь, поэтому знают о них немногие.
Спорим, что вы тоже не знали? Большая часть нашей редакции, например, сильно удивились.
Исламское банковское дело имеет ограниченное распространение в мировой финансовой системе и сугубо для своих. Не нужно думать, что всё так прекрасно.
Есть кучу законных лайфхаков, когда неприглядные финансовые операции, после некоторых совершенно законных манипуляций, становятся приемлемыми для правоверного мусульманина.
В практике исламских банков много спорных компромиссов. Иногда можно увидеть лишь формальное следование букве Шариата, а не его духу. Но куда деваться? Нужно приспосабливаться к условиям современного экономического мира.