Я рад Вас снова приветствовать на канале АвтомеханикА!
Сегодня я хотел бы по подробнее разобрать один из самых важных элементов в управлении автомобилем-усилитель руля. В современных автомобилях существует два вида усилителей, это гидроусилитель руля (ГУР) и электроусилитель руля (ЭУР). Они кардинально отличаются друг от друга, поэтому давайте по подробнее рассмотрим каждый из них.
ГУР работает за счёт жидкостного привода. Он состоит: из гидронасоса для нагнетания , бачка для жидкости, гидроцилиндра с поршнем (по типу шприца), патрубки для подачи и отведения жидкости, золотникового распределителя. Принцип работы ГУР-это чистая механика. Гидронасос получает неэнергично путём ремённой передачи от двигателя, за счёт чего начинает нагнетать гидравлическую жидкости в распределитель. Во время поворота руля, распределитель направляет жидкость в ту или кнут сторону цилиндра, относительно поворота. От этого внутри цилиндра создаётся необходимое давления, которое смещает поршень. А вот поршень, как раз за счёт этого смещения облегчает поворот руля.
Давайте теперь пройдёмся по плюсам и минусам ГУР:
- Большая мощность. Она по сути напрямую зависит от мощности двигателя. Это позволяет устанавливать ГУР автомобили различного размера, например тяжёлые грузовики или фуры.
- Дешевизна конструкции. Это сказывается на стоимости всего автомобиля в целом.
- Простота ремонта и обслуживания.
- Лучший контроль управления автомобилем.
Минусы ГУР:
- Меньшая надежность относительно ЭУР. То сальники текут, то патрубки. Из-за чего необходимо постоянно контролировать уровень жидкости в бачке.
- Забирает на себя какую-то часть мощности двигателя, так как напрямую зависит от его работы.
- Нет возможности для регулировки работы рулевой системы.
- Занимает больше места под капотом.
Давайте теперь рассмотри принцип действия электроусилителя руля (ЭУР). Для начала он состоит из: электромотора, торсионного стержня, редуктора, вала рулевого управления, датчиков положения поворота руля и момента его вращения, блока управления и зубчатых шестерёнок.
Принцип работы: во время поворота руля происходит скручивание торсионного стержня. Данный крутящий момент сразу же фиксируется датчиком, который подаёт информацию непосредственно на блок управления. Полученные данные анализируются системой вместе с данными с других датчиков, таких как: тахометр, спидометр и т.п. После проведённого анализа, из блока управления подаётся сигнал на электромотор, который уже применяет необходимое в данный момент усилие для облегчения поворота руля для водителя.
Какие плюсы у ЭУР:
- Большая надежность по сравнению с ГУР.
- Не забирает на себя часть мощности двигателя.
- Занимает меньше места под капотом.
- Нет никаких жидкостей, которые то и дело могут устроить течь.
- Более лёгкое вращение руля.
- Быстрая реакция срабатывания на поворот руля.
Минусы системы ЭУР:
- Меньшая мощность электромотора по сравнению с ГУР, что не позволяет его устанавливать на более крупные автомобили.
- Хоть он и надёжнее, но вскопано иногда ломается и его ремонт стоит на порядок дороже.
- Более высокая изначальная стоимость самой системы, что может отразиться на общей стоимости автомобиля.
- Меньшая чувствительность самого автомобиля во время управления.
Мы с Вами перечислили все основные плюсы и минусы как системы ГУР, так и ЭУР. Какие же выводы можно сделать из этого? Электроусилитель руля это более совершенная, менее проблемная система. Но устанавливается в основном только на легковые авто. Лично я, при выборе автомобиля, не ставил бы вообще на этом акцент. Но для тех, кто выбирает все таки больший комфорт, особенно это касательно женского пола, то предпочтительнее выглядит ЭУР. В любом случае при должном обслуживании автомобиля, что ГУР, что ЭУР, не будут Вам приносить лишнюю головную боль.