Сегодня поговорим о довольно сложной и важной теме для каждого. Будет ли у нас стабильная экономика? В какую сторону нам двигаться, чтобы достичь ощутимых успехов в этой сфере?
Среди части граждан нашей страны распространено заблуждение о том, что экспорт сырья из России, в частности энергоносителей, делает её экономику отсталой.
Категорически не согласен.
Сырьевая экономика – это не проблема, как и продажа ресурсов. Дело в неэффективном управлении. Рост экономического сектора практически остановился, последние лет 10 уровень плещется на одних и тех же позициях, покачиваясь туда-сюда на 3% в год.
Давайте для начала поймём, как формируется абстрактное «богатство» и в какой момент оно превращается в деньги у вас в кошельке.
Как богатеют?
За это отвечают 2 механики – рост ВВП и «реальных» доходов граждан. Пока что остановимся на первом показателе.
- Что такое ВВП? Как его считать?
Технически – это совокупная стоимость всех товаров, произведённых в стране. Его можно разделить на 4 части:
– Чистый экспорт
– Конечные потребительские расходы граждан
– Конечные расходы государства
– Инвестиционные расходы
Если мы хотим увидеть рост ВВП, нужно влиять на эти 4 основных «рычага».
Кто богатеет?
Логично было бы обратиться к опыту остальных стран, чтобы понять каким образом у них получается то, с чем мы испытываем такие затруднения.
Чтобы выявить закономерности, эксперты и аналитики «Общество.Будущее» решили взять все случаи в мире, когда рост был в среднем больше 4,5% и не прерывался в течение 15-20 лет. Мир знает около 80 таких историй.
Затем мы структурировали экономики этих стран и разбили их на 6 основных «сценариев успеха» в зависимости от сложности.
Сразу стало понятно, что на столь долгой дистанции в 15-20 лет высокие темпы роста были основаны в массе своей на экспорте. Статистика вещь упрямая и спорить с ней довольно сложно. 5/6 вариантов – через развитие внутреннего производства и внешней торговли.
Чтобы стало понятнее, что демонстрирует инфографика, давайте рассмотрим страну, у которой как раз экспортная модель экономики.
Как это сделал Бангладеш?
Не так давно Бангладеш был совсем бедной страной. Его и сейчас нельзя назвать богатым, однако в сравнении с прошлым - это невероятный успех. В начале пути не было капитала, инфраструктуры, производства и даже рабочей культуры.
Но чего было в избытке, так это голодных людей, нуждающихся в любой работе.
Иностранные инвесторы обратили внимание на такое положение дел и договорились о размещении там своих производств. Так, Бангладеш заимел собственную лёгкую промышленность: местные начали производить очень простой текстиль, и из-за примитивности технологии и копеечной стоимости рабочей силы у них даже получилось продавать свои футболки и получать прибыль. Сразу же выросли реальные располагаемые доходы и потребительский спрос внутри страны.
Можно подумать, что пример небольшой Южноазиатской страны нерелевантен для нас. Развитие России – это гораздо более многогранный вопрос. Однако это не так.
Выводы из опыта Бангладеша
Из рассказа про Бангладеш следует 2 очень важные мысли.
1. Чем беднее страна, тем проще ей создать у себя производство.
Экономический рост идёт очень бурно на этом этапе. Так называемый эффект «нулевой базы». Мы уже один раз были примерно в этой точке – сразу после распада Союза. Но это работает и в обратную сторону. Cо временем экспорт придётся усложнять, ведь для последующего роста понадобится больше денег.
Джутовое волокно – очень простой товар для производства и стоимость его невысока. Бангладеш быстро рос благодаря простой технологии.
Раньше на его месте был Китай, который одевал как минимум половину мира. Но он перерос это, размещать текстильное производство стало невыгодно, и сфера была уступлена следующему в очереди.
2. Нужно усложнять экспорт. Рано или поздно «КПД» от продажи производимого товара станет недостаточным, а размещение столь простых производств окажется экономически невыгодно для инвесторов.
Когда общество поднимется до определённого уровня благосостояния, «ловушка средних доходов» захлопнется, начнётся медленная стагнация. Это именно та ситуация, в которую попали мы. Если раньше, в начале 90-00х, инженер в России стоил 300$ в месяц и это было сильно ниже рынка, то сейчас он стоит 1500-2000$, что сопоставимо с некоторыми странами ЕС. Поток инвестиций, естественно, сразу пересох.
Самый правильный вариант – вкладывать первые, лёгкие инвестиции в базу для переобучения людей и создания технической возможности для усложнения своего производства.
Что у нас?
В последний, доковидный 2019 рост ВВП снизился почти вдвое (1,3%) против 2,5% в 2018 году. Ключевой фактор замедления – снижение объёмов внешней торговли.
Для экономики России экспорт играет особую, буквально спасительную роль на фоне оттока капитала и падения объёмов частных инвестиций. Только он и вытягивал процентовку ВВП на фоне депрессивной ситуации.
51% – такую долю в нашей корзине занимают поставки минералов (угля, газа, нефти и т.д).
При этом, относительно других стран, у нас не самое бедное население. Это накладывает ограничения на возможность повторить путь Бангладеша. Что, в принципе, не так уж плохо.
Наша надежда
Есть одна «лазейка» – в высокотехнологичном экспорте. Его доля в мире ещё не очень велика, всего 11%. Там постоянно появляются новые ниши и рынки, на которые можно и нужно входить. У нас колоссальный человеческий ресурс. Наши соотечественники реализуют невероятные идеи в своих стартапах по всему миру. Школьники регулярно выигрывают олимпиады, а программисты и «хакеры» давно на слуху у всего мира.
Множество талантливых, экстраординарных людей уже уехали. Если мы не можем вернуть их домой, то стоило бы использовать их таланты!
Помимо высокотехнологичных отраслей нам надо позаботиться о том, что есть и о том, что потенциально может стать национальной гордостью. Сейчас мы экспортируем меньше машиностроительной продукции, чем Румыния. Вы можете в это поверить? Вот и я нет.
Как выбраться из этой ситуации, поговорим на моём Youtube-канале.