Найти в Дзене
Не учебник истории.

Карл II Габсбург. Почему испанцы считали короля «заколдованным»

1 ноября 1700 года последний испанский монарх Австрийского императорского дома Габсбургов умер.

Карлос II Испанский. Изображение из открытых источников.
Карлос II Испанский. Изображение из открытых источников.
«Карлос I был воином и королем, Филипп II был только королем, Филипп III и Филипп IV были только мужчинами, а Карлос II даже не был человеком».

После 44 лет правления, почти 60 детей и десятков любовниц, Филипп IV Испанский умер в 1665 году, оставив только одного законного наследника, которому, едва исполнилось четыре года. Несмотря на то, что в 1661 году звезды указали, что родившийся в том году принц, сын Филиппа IV и Марианны Австрийской, будет человеком героической храбрости, приедет в мир, чтобы усладить подданных счастливым правлением, генетика решила иначе...

Карлос II в Зеркальном зале Королевского Алькасара в Мадриде, автор Хуан Карреньо де Миранда (ок. 1675 г.).
Карлос II в Зеркальном зале Королевского Алькасара в Мадриде, автор Хуан Карреньо де Миранда (ок. 1675 г.).

Последовательные близкородственные браки в семье вызвали такое вырождение, что этот ребенок, будущий король Карлос II (1661-1700) родился чахлым, болезненным и с очень низким интеллектом, не говоря уже о его бесплодии, что, в конечном счете привело к исчезновению австрийского дома в Испания. Кто-то однажды сказал: «Карлос I был воином и королем, Филипп II был только королем, Филипп III и Филипп IV были только мужчинами, а Карлос II даже не был человеком». К моменту смерти Карла II его уже прозвали «Заколдованным», обвиняя во всех его бедах колдовство и дьявольское влияние.

«В официальном описании новорожденного говорится, что он был ребенком с очень красивыми чертами лица, пропорциональной головой, большими глазами, здоровой внешностью и очень пухлым, что не согласуется с описанием, которое французский посол сделал о принце. Он написал, что принц кажется довольно слабым, с видимыми признаками дегенерации, флегмоны на щеках, струпья на голове и выделения из шеи. Правда в том, что второе описание более правдиво, чем первое, в том смысле, что король, стыдясь своего потомства, приказывал не показывать ребенка, а когда это было абсолютно необходимо, по причинам придворного протокола, его одевали так, что можно было увидеть только один глаз и часть брови».

Детство будущего Карла II длилось столько же, сколько и его грудное вскармливание: ровно три года, десять месяцев и одиннадцать дней. Ежедневно он проходил через руки четырнадцати кормилиц, которым принадлежала эта почетная должность. В дипломатическом донесении, отправленном Королю-Солнцу, отмечалось следующее:

«Принц кажется чрезвычайно слабым. У него герпетическая сыпь на обеих щеках. Голова полностью покрыта корками. В течение двух или трех недель под его правым ухом образовывался своего рода канал или дренаж. Мы не могли этого увидеть, но мы узнали через другие источники. Чепчик, тщательно подобранный для этой цели, не позволял видеть эту часть лица».

В 1665 году Филипп IV умер, а нового короля все еще кормили грудью. Чтобы избежать пересудов о коронации слаборазвитого ребенка, королевские врачи посоветовали приостановить грудное вскармливание. Они прописали кашу и, поскольку, ребенок не мог самостоятельно стоять, поручили портному кроить одежду так, чтобы оставались части платья, за которые можно было поддерживать его, пока он принимает иностранных послов.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

На момент коронации Карлос II еще не разговаривал и не ходил. Он стал жертвой своих предков: члены Австрийского королевского дома 200 лет женились друг на друге и производили на свет огромное количество больных и нежизнеспособных младенцев, становившихся с каждым поколением все более слабыми и больными. Его мать была близкой родственницей его отца, и, глядя на его генеалогическое древо, мы обнаруживаем, что Карл II имел фамилию Габсбург двенадцать раз. Когда ему было шесть лет, король самой могущественной империи своего времени заболел корью и ветряной оспой, в десять лет он переболел краснухой, а в одиннадцать - оспой, по вине которой был очень близок к смерти. В 32 года он потерял почти все волосы, а то, что осталось, было всегда спрятано под его париком. Помимо физических проблем, были и психические: он не мог говорить до 10 лет, а в 15 едва мог поставить свою подпись на листке бумаги: «Я, король».

Подпись Карла II. Yo el Rey (я король). es.wikipedia.org
Подпись Карла II. Yo el Rey (я король). es.wikipedia.org

В 20 лет его интеллект и знания были такими же скудными, как у ребенка. Ему не нравилось играть или учиться, и если он время от времени отправлялся на охоту, то всегда делал это в экипаже. Когда ему было 30 лет, он прилагал огромные усилия, чтобы посвятить час в день чтению книги по истории и считал это подвигом. Когда премьер-министр говорил с ним о важных для правительства вопросах, король постоянно смотрел на часы, нетерпеливо ожидая, когда он наконец уйдет на отдых. Миллионы проблем со здоровьем мешали ему оставить после себя потомство, что было существенным для потомственного монарха, который, к тому же являлся последним представителем Австрийского императорского дома в Испании. В 1679 году, чтобы смягчить отношения с Людовиком XIV, был заключен брак «Заколдованного» с его племянницей, принцессой Марией Луизой Орлеанской.

Портрет Марии Луизы Орлеанской, королевы Испании. Изображение из открытых источников
Портрет Марии Луизы Орлеанской, королевы Испании. Изображение из открытых источников
«Мария Луиза знала, что Карлос II был глуп и страдал олигофренией. Но то, что произошло, было выше ее опасений. Карлос II, как только он получил известие о своей свадьбе, днями напролет говорил об этом, целовал ее портрет и показывал его всем, от швеи до слуги. Он никогда не переставал быть ребенком, более того-умственно отсталым ребенком и вел себя как ребенок. Французский посол в Мадриде, граф де Блер, который позже стал герцогом, подкупил некоторых королевских слуг и получил его трусы, «из грубой ткани и шелка», на которых были следы загрязнения, он предоставил их для осмотра двум врачам. Один из них сказал, что король обладает способностью порождать, а другой - нет, поэтому посол решил постараться узнать больше».

Несмотря на усилия и молитвы, королева Мария Луиза никак не могла забеременеть. В течение девяти лет королева страдала в браке с глупым и бессильным мужем, который не осознавал, что делает, из-за своего низкого умственного, равного развитию двенадцатилетнего мальчика. На улицах мадриленцы развлекаясь, распевали песню, в которой они отражали проблемы престола:

“Parid, bella flor de lis, en aflicción tan extraña, si parís, parís a España, si no parís, a París”

"Роди, прекрасный цветок, при таком странном недуге, если родишь-родишь для Испании, а не родишь, так для Парижа". (Привожу оригинал песни на испанском дабы мой читатель мог увидеть игру рифмы и слов)

Тело Марии Луизы Орлеанской, в кололевском Алькасаре в Мадриде (1689 г.), холст, масло Себастьяна Муньоса, Нью-Йорк, Испанское общество Америки. es.wikipedia.org
Тело Марии Луизы Орлеанской, в кололевском Алькасаре в Мадриде (1689 г.), холст, масло Себастьяна Муньоса, Нью-Йорк, Испанское общество Америки. es.wikipedia.org

Овдовев в 1689 году, Карлос II женился на немке Марии Анне Пфальц-Нейбургской (1667-1740), дочери курфюрста Пфальца. Тот факт, что у невесты было 23 брата и сестры, служил гарантией плодовитости. Это было именно то, что искали Габсбурги, но это тоже не сработало: король был бессилен и бесплоден, а королева никогда не теряла девственности. В другой популярной песне говорилось:

«В Мадриде три девственницы: Альмудена, Аточа и Королева наша».
Жак Куртильо: Мария Анна Пфальц-Нейбургская, королева Испании, 1700, es.wikipedia.org
Жак Куртильо: Мария Анна Пфальц-Нейбургская, королева Испании, 1700, es.wikipedia.org

Спустя четыре месяца слух о бессилии Карла II, который уже начал просачиваться в то время при дворе распространился по всей Европе. В отчаянии из за отсутствия наследников и слабого здоровья монарха, правительство обратилось к популярному астрологу своего времени, который посоветовал королю эксгумировать тела его предков, обнять их и спать с ними. Король последовал совету в точности, веря, что таким образом он положит конец своим неудачам и получит желанного наследника престола. Он молился мумифицированным телам Святого Исидора и Святого Диего из Алькалы. Некоторые члены королевское семьи были вылечены этими святыми ранее, поэтому было принято решение обратиться к ним, чтобы Карлос освободился от демонов, властвующих над ним.

Историк пишет: «Этот (король) созерцает то, что осталось в каждом из гробов: его первой жены, его отца Филиппа IV, его бабушки и дедушки Филиппа III и госпожи Маргариты, прадеда Филиппа II и доньи Анны, а также его прадедов - королях императора Дона Карлоа и Доньи Изабеллы. Из всех этих останков, некоторые мумифицированные и находящиеся в хорошем состоянии, как в случае с императором. Наибольшее впечатление на Карла II произвели останки его жены королевы Марии Луизы, уничтоженные и обезображенные через девять лет после ее смерти. Бедный Карлос всю ночь стонал и кричал: «Мария Луиза! Моя королева!…"
Принятие Карлосом святого причастия. Изображение из открытых источников.
Принятие Карлосом святого причастия. Изображение из открытых источников.

Жизнь Карлоса II угасала, а вокруг вопроса престолонаследия грохотали грозы. В 36 лет король был уже больным стариком, худым и бледным, поглощенный страданиями и погруженный в вечную меланхолию. Несмотря на все это, его врачи упорно лечили его, очищая его, применяя кровопускание и используя «лекарства», такие как мертвые птицы, помещенные на его голове, внутренности ягненка на животе или змеиный порошок.

«Летом 1700 года король Карл II, физически и психически больной с момента зачатия, вступил в последний период своей жизни. Комната, примыкающая к королевской спальне, была наполнена шумом монахов, священников, врачей, целителей, экзорцистов, гадалок и слуг, которые приходили и уходили, беспрерывно трепеща, пытаясь утешить душу и облегчить страдания больного тела умирающего монарха. Спальня была украшена реликвиями и изображениями, принесенными из церквей, где им поклонялись, и в темноте угла некоторые священники пели непрерывные псалмы и молитвы». (Игнасио Мартин Эскрибано, Чума Бурбонов)

В комнате королевского дворца совершалась одна месса за другой, и король принимал причастие каждый день, потому что он был готов покинуть этот мир в любой момент. Однажды щенок королевы Марианы зацепился за простыню и сдвинул ее с места. Король в испуге уверовал, что это ведьмы, которые вышли из ада и пришли за ним. Иногда ему казалось, что люди вокруг него никто иные, как демоны, заменившие придворных.

Карл II на смертном ложе. Изображение из открытых источников.
Карл II на смертном ложе. Изображение из открытых источников.

За несколько месяцев до того, как Карл II покинул этот мир, королевский духовник Фройлан Диас писал: «Король сбит с толку и, кажется, потерял рассудок». В письме от 9 сентября 1698 года этот доминиканский монах засвидетельствовал, что имел божественный разговор с самим Люцифером, который заверил его, что король стал жертвой заклинания после того, как съел шоколад, его любимое лакомство, за двадцать пять лет до своей смерти. Но это был не просто шоколад, а очень особенный, сделанный «из конечностей мертвеца, с мозгами из его головы, чтобы лишить короля здоровья, с почками, чтобы испортить королю сперму и предотвратить его от потомства».

Карлос II умер 1 ноября 1700 года, и его смерть означала исчезновение Австрийского императорского дома в Испании. Ему едва исполнилось тридцать восемь, но выглядел он на восемьдесят.Придворный врач, проводивший вскрытие, с трудом мог скрыть свое удивление, когда обнаружил, что внутри трупа «не было ни капли крови». Огромная голова царя была полна воды из-за гидроцефалии, а сердце, по словам доктора, было «размером с перцовую горошинку». В свою очередь, легкие «разъедены», а кишечник «гнилостный и гангренозный». Наконец, врач заметил, что у мертвого было единственное, угольно-черное яичко». Для испанцев сомнений не было:

Король был заколдован

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.

Портрет короля Карла II работы Вильгельма Хьюмера. es.wikipedia.org
Портрет короля Карла II работы Вильгельма Хьюмера. es.wikipedia.org