По итогам Первой мировой войны на Балканах появилось новое крупное государство, известное нам позже как Королевство Югославия. Югославия в наследство от Австро-Венгерской империи получила протяженное адриатическое побережье, подготовленные военно-морские кадры ( флот Дунайской монархии в значительной мере был укомплектован хорватами), а также серьезные морские амбиции, не подкрепленные, впрочем, чешским и венгерским ВПК.
При создании Королевство сербов, хорватов и словенцев претендовало на весь флот империи, но союзники по Средиземноморью быстро остудили пыл балканских славян, разделив флот Франца-Иосифа по братски, то есть в основном себе. Ни Италии ни Франции еще одна морская держава под боком нужна не была.
Противоречие между унаследованными от империи амбициями и реальными возможностями не позволяли югославам сформулировать реалистическую концепцию своего флота. Его развитие колебалось между великодержавными идеями и режимом хронической бюджетной недостаточности.
Соперничать с итальянским флотом Югославия не могла, а против остальных соседей флот был бесполезен. Тем не менее в королевском флоте были морской флот, Дунайская флотилия, береговая оборона и морская авиация.
Гидросамолеты в Югославии пользовались особой популярностью, без них контролировать протяженную линию побережья было весьма затруднительно. Развитие морской авиации значительно ускорилось в середине 20-х благодаря командующему югославской морской авиацией корвет-капитану Димитрие Коньовичу. Он настоял на создании морской ударной авиации, для чего в Германии были заказаны 24 гидросамолёта-торпедоносца Dornier Do D и 10 учебных гидросамолётов Hanriot H.41.
Для эксплуатации и обслуживания этого многочисленного авиапарка решено было заказать специальный корабль, совмещающий функции плавбазы, ремонтной мастерской и спасательного судна. В его задачи входила транспортировка гидросамолетов между базами гидроавиации на побережье Далмации, а также эвакуация сбитых и аварийных самолетов на море. Количество самолетов на борту было ограничено десятью.
В связи со слабостью отечественного судостроения заказ был размещен в Германии на верфи «Deutsche Werft». С французами и британцами согласовать проект нового корабля не удалось, а немцы, по некоторым данным, частично субсидировали его стоимость. Ограничения Версальского договора, наложенные на Германию, не позволяли ей строить боевые корабли на экспорт. Поэтому в 1928 году в Гамбурге по заказу югославского правительства был заложен «вспомогательный теплоход».
Корабль получил название «Zmaj», «Змай» (в переводе с сербохорватского – «Дракон»). Он был спущен на воду 22 июня 1929 года.
При проведении ходовых испытаний 9 сентября возле Флиссингена на корабле загорелся один двигатель. Теплоход вернули в Гамбург и почти год его ремонтировали.
Лишь 20 августа 1930 года он был принят Королевским военно-морским флотом Югославии. Потом его дооборудовали в Которе и установили артиллерийское вооружение, поставленное чешской фирмой «Škoda» и состоявшее из двух 83,5-мм универсальных орудий и двух спаренных 40‑мм установок, после чего он, наконец, в 1931 году вошёл в состав югославского ВМФ.
«Zmaj» «Змай» ( с 7 августа 1941 года «Дра́хе» «Drache» ). Deutsche Werft. Гамбург. стр. № 118. Строительство начато 1928 год. Спущен на воду 22 июня 1929. Завершен 20 августа 1930. Введен в эксплуатацию 1931. Реклассифицирован как минный заградитель 1937. Захвачен итальянцами 17 апреля 1941 года и вскоре после этого передан немцам. Приобретен 17 апреля 1941. Переименован временно в "Шифф 50" 6 ноября 1942. Реклассифицирован в авиационное спасательное судно 7 августа 1941. Транспорт для войск 27 декабря 1941. Переоборудован апрель–август 1942 года в качестве минного заградителя Минный заградитель август 1942. Потоплен авиацией 29 сентября 1944 года
Водоизмещение 1870 тонн (стандартное), 2084 тонн (полное). Длина 83 м. по вл 76,5 м. Ширина 12,65 м по вл, 13,7 м . Осадка 3,51-4 м.
Двигатели 2 дизеля MAN, 3000/3260 л. с. Скорость хода 15 узлов. Запас топлива 140 тонн. Дальность плавания 4000 миль на 15 узлах. Экипаж 45 человек (7 офицеров.) + 90 человек, с 11.1942: 145 человек (7 офицеров)
Вооружение 2 × 1 — 83,5-мм/55 Škoda M.29 [800 снарядов]; 1942: 2 × 1 — 105-мм/45 SK C/32; 1943: 2 × 1 — 88-мм/45 SK C/30.
ПВО 2 × 2 — 40-мм/67 Škoda [4500 снарядов], 1 × 15 мм/84 чешского пр-ва [36100 патронов]1х1 - 7,9 мм чешского пр-ва; 1941: 2 × 1 — 20-мм, 1 × 15-мм; 1942: 2 × 2 + 1 × 1 — 37-мм/83 SK C/30, 6 × 1 — 20-мм/70 Oerlicon [2000 снарядов], 1 × 15-мм; 1943: 2 × 2 + 1 × 1 — 37-мм, 2 × 4 + 5 × 1 — 20-мм/65 C/38, 1 × 15-мм
Противолодочное вооружение 6 бомбосбрасывателей, 12 глубинных бомб.
Минно-торпедное вооружение 1942: 120—240 мин.
Авиационная группа 10 гидросамолетов, реально-1 гидросамолёт типа DH.60; 1942: 1 ВППл для вертолёта типа Fl 282
«Змай» имел классическую для первых гидроавиатранспортов архитектуру. В центре удлиненного полубака находился мостик, кормовая часть низкая и широкая для облегчения манипуляций с гидросамолетами. Общая длина корабля 83 метра (272 фута 4 дюйма), ширина 13 метров (42 фута 8 дюймов) и, при полной нагрузке, осадка 4 метра (13 футов 1 дюйм). Водоизмещение 1870 метрических тонн (1840 длинных тонн) при стандартной нагрузке. Экипаж состоял из 145 офицеров и матросов. Корпус стальной. Корабль имел хорошо оборудованный цех для мелкого ремонта самолетов и моторов, склад запасных частей и резервуар для авиационного бензина.
Двухвальная силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых четырехтактных дизельных двигателей мощностью 3260 лошадиных сил на валу. Это обеспечивало кораблю 15 узловую скорость. При запасе топлива в 140 тонн он мог пройти 4000 морских миль.
Вместо традиционной дымовой трубы использовалась решетчатая грот-мачта в средней части корабля, которая также служила опорой крана. Гран для гидросамолетов решетчатый грузоподъемностью 6500 кг.
Корабль имел 6 спасательных плавсредств. Корабль имел плохую мореходность в связи с высоким силуэтом и небольшой осадкой. Для него был опасен боковой ветер и затруднено рулевое управление.
Корабль был вооружен двумя одиночными 83,5-миллиметровыми (3,3 дюйма) орудийными установками на баке и корме. Максимальный угол возвышения + 85 °, снаряд весом 10 кг (22 фунта) при начальной скорости 800 м / с скорострельность орудий составляла 12 выстрелов в минуту, а максимальный потолок составлял 11 300 м.
Четыре 40-мм (1,6 дюйма) пушки Škoda AA с длиной ствола в 67 калибров были установлены между мостиком и грот-мачтой в двухорудийных установках с каждого борта на миделе. Их снаряд весом 0,95 кг (2,1 фунта) имел начальную скорость 950 м /с.
В 1937 году корабль переоборудовали в минный заградитель на 100 мин.
Единственный на борту разобранный гидросамолет хранился в трюме самолета между носовой надстройкой и грот-мачтой. Его детали поднимались из трюма самолетным краном на кормовую палубу, где происходила сборка самолета. Затем самолет снимали с корабля и его можно было запускать. Самолет сняли с корабля после переоборудования в минный заградитель.
Как уже упоминалось, концепция применения югославского флота постоянно колебалась и гидроавиатранспорт «Змай» места себе в ней так и не нашел. По документам корабль обеспечивал учебный процесс гидроавиашколы в Дивулье.
Хотя в Королевском флоте Югославии «Змай» гордо называли авианосцем, подготовка экипажа корабля оставляла желать лучшего. Некоторые случаи напоминают анекдот. Например, по воспоминаниям денщика Ивана Левка, при выходе из бухты один из матросов забирался на мачту и оттуда корректировал маршрут- «судно на десять часов», «яхта на два часа» и т. п. Однажды матрос на мачте вообще не стал подавал голос.
Офицер, устав ждать, поторопил его-«Бросай, обезьяна!»( в переводе с сербско-хорватского командного военно-морского жаргона- «милостивый государь, соблаговолите указать ориентиры для маневрирования»). Матрос, который не что не умел пользоваться часами, но и вообще не знал цифр, как и просили, бросил хронограф на палубу.
Не лучше было и с дисциплиной, палуба была просто засыпана окурками, а пьянство было само собой разумеющимся развлечением и грехом не считалось. На корабле даже организовали свою тюрьму, в которую попадали матросы, не сумевшие самостоятельно влезть на борт при возвращении из увольнительной.
Формально авиагруппа «Змай» состояла из одиннадцати гидросамолётов (одного De Havilland DH.60 Moth и десяти Hanriot H.41), фактически на борту постоянно находился лишь один De Havilland DH.60 Moth. По одним данным, он находился в полуразобранном виде в трюме, по другим – в ангаре в средней части корабля. Остальные десять самолётов находились на гидроаэродроме или в береговых ангарах и поднимались на палубу лишь для ремонта и технического обслуживания.
От авиапарка гидротранспорта экипажу тоже удалось быстро избавиться, часть самолётов Hanriot H.41 просто сгнила, часть была угроблена в лихих полетах. Однажды при посадке на воду Hanriot H.41 врезался в рыболовецкий баркас, стоявший поперёк посадочной полосы, и буквально изрубил винтом его команду. После утраты самолетов и с невозможностью закупки новых, корабль стал в основном использоваться как транспорт.
В 1936 году он спас перевернувшуюся летающую лодку Dornier Wal в Которском заливе. Это было, пожалуй, его последнее использование по назначению.
В результате в 1937 году «Змай» переоборудовали в минный заградитель, после чего корабль мог бы принимать на палубу до 100 якорных мин, хотя есть некоторые сомнения, что переоборудование удалось завершить.
В том же 1937 году «Змай» в сопровождении эсминца "Дубровник" и подводных лодок "Храбри" и "Смели" посетил Пирей и Стамбул.
В 1939 году «Змай» стал флагманом, скорее всего, центрального сектора берегового командования флота. 24 января 1940 года на глазах его команды новый эсминец "Любляна"сел на мель и затонул у узкого входа в гавань Себенико. С минзага были спущены спасательные лодки.
Вскоре после этого инцидента и сам «Змай» получил повреждения при выходе из гавани Себенико, когда сильный северный ветер выбросил корабль на камни. Был поврежден один гребной винт и корабль ушел в Тиват в Которском заливе для ремонта.
Перед немецким вторжением 6 апреля 1941 года «Змай» под командованием капитана Лео Заккарии, согласно довоенным планам, выставил оборонительные минные поля вдоль побережья Далмации и у главных портов. На этих минах у Цларина позже погибли югославские пассажирские суда "Karađorđe" и "Prestolonaslednik Petar".
Югославия против Германии,Италии,Болгарии и Венгрии продержалась недолго. Слабым местом страны стали этнические конфликты. Хорватия 10 апреля объявила о независимости и военнослужащие хорватского происхождения прекратили сопротивление. Уже к вечеру югославское командование потеряло управление армией и флотом.
Начало войны корабль встретил на базе в Себенико. Здесь он простоял с 7 по 14 апреля, подвергаясь атакам итальянских пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87В "Picchiatello", но был лишь легко поврежден. Капитан 1-го ранга Леопольда Захария умело маневрировал между взрывами, хотя «несколько раз бомбы взрывались так близко, что глохли корабельные двигатели».
15 апреля команда, как и все югославские вооруженные силы, разделилась. Командир, опираясь на часть экипажа, поднял хорватский флаг, а верный Югославии штурман Крум Стрезович уничтожил карты минных полей и отказался вести корабль в Сплит, остальные старшие офицеры просто тихо сбежали.
«Змай» ушел в Сплит, чтобы присоединиться к флоту Независимого государства Хорватия, а затем перешел в Дивулье. Захария, бывший офицер австро-венгерского флота стал одним из создателей флота независимой Хорватии.
17 апреля 1941 года «Змай» был захвачен итальянской армией.
2 мая 1941 года итальянцы передали корабль ВВС Германии как вспомогательное авиационное судно (flugzegbergungsschiff) и спасатель. У люфтваффе собственный флот (плавбазы гидроавиации, катапультные суда, а также вспомогательные суда и катера) был практически с момента создания.
Немцы, не долго думая, переименовали корабль в Drache («Драхе», «Дракон»). 6 июня, однако, командование отклонило это имя, так, в Кригсмарине уже был корабль с таким названием, но затем название все-таки согласовали и 7 августа 1941 года «Драхе» вошёл в строй в качестве войскового транспорта (ВТР) Спасательной службы Средиземного моря (SNDF Mittelmeer) для спасательного центра в Афинах (Seenotzentrale (L) Athen).
Главные двигатели были в порядке, но вспомогательные машины и электрическая установка оказались в нерабочем состоянии, а оборудование и устройства - частично повреждены, частично демонтированы. Итальянцы взяли на себя ремонт корабля в Сплите. Срок ремонта оценивался в месяц, но работы шли гораздо медленнее.
11 августа «Драхе» отправился из Сплита через Венецию и Дураццо в Коринф в сопровождении миноносцев. затем в сопровождении морских сил Южной группы ушёл в Афины, куда прибыл 22 августа. Seenotflottille Athen (с 1.06.1942 Seenotflottille 11) кроме «Драхе» включала в себя яхту "Nymphe".
К 22 октября корабль был дополнительно оснащён сбрасывателями для глубинных бомб, дымогенераторами и гидроакустическими устройствами, к 25 октября была установлена размагничивающая обмотка, в ноябре зенитную артиллерию заменили на автоматы и пулемёты немецкого производства (2 × 2 — 40-мм/67 полуавтомата «Шкода»были заменены на 2 одноствольных 20-мм автомата). Также дополнительно установили 15-мм пулемёт.
С 27 декабря 1941 «Драхе» использовался как войсковой транспорт для переброски войск на Крит, хотя формально корабль числился в ВВС. С декабря 1941 по март 1942 года он сделал около дюжины рейсов из Пирея на Крит.
18 апреля 1942 года корабль передали Кригсмарине и отправили на ремонт в Триест. 6 мая корабль встал на ремонт с переоборудованием вновь под минный заградитель. До августа был демонтирован кран (заменён на две стрелы), установлены 4 линии минных рельсов, которые могли вместить до 120 мин, и еще 120 мин можно было перевозить внутри, решетчатая мачта была покрыта металлом и стала напоминать дымовую трубу. Было усилено вооружение: 83,5-мм/55 универсальные орудия «Шкода» заменены на германские 105-мм/45. Зенитное вооружение после переоборудования составляло: 2 × 2 + 1 × 1 — 37-мм/83, а также 6 × 1 — 20-мм/65 орудий. Всего два 105-мм орудия, пять 37-мм, шесть 20-мм зенитных автоматов, 120–240 мин заграждения.
20 августа корабль вошёл в строй под командой корветтенкапитана резерва Иоахима Вюннинга ( J. Wünning). «Драхе» числился флагманским кораблём 21-й флотилии противолодочной обороны. Осенью 1942 «Драхе» выделили для испытаний противолодочного вертолета морского базирования Flettner Fl 282 Kolibri. 5 октября 1942 на борт подняли две машины (V6 GF+YF и V10 CJ+SC). Под них была оборудована посадочная площадка 20 на 5 метров. Переоборудованный корабль вступил в строй 26 ноября 1942 года. На время испытаний 6 ноября кораблю присвоили кодовое имя "Schiff 50" и до февраля 1943 он использовался, как опытовый вертолётоносец.
Немцы испытывали вертолеты для борьбы с подводными лодками и минной разведки, но на то время их возможности были ограничены применением при ясной погоде.
С середины марта по май 1943 года корабль действовал в качестве эскорта конвоев в Эгейском море. При сопровождении румынского парохода Alba Iulia из Дарданелл в Пирей, они были атакованы британской подводной лодкой HMS Parthian. Торпеды прошли мимо, но в перестрелке с всплывшей подводной лодкой "Schiff 50" получил повреждения, а несколько членов экипажа были убиты или ранены. Бой прервало появление итальянского эсминца Кастельфидардо, заставившее лодку погрузиться и уйти.
Потом корабль занимался минными постановками в Эгейском море и у западного побережья Греции вместе с минзагом "Bulgaria" и итальянскими заградителями Франческо Морозини и Барлетта.
В 1943 году 105-мм/45 орудия были заменены на 88-мм/45, убран 1 одноствольный 20-мм автомат, установлены 2 счетверённые установки 2 cm FlaK-Vierling C38.
26 сентября 1943 «Драхе» был атакован четырьмя британскими "Бофайтерами" в Сиросе и получил повреждения, однако принял участие в операции «Айсбар»,
Капитуляция Италии в сентябре 1943 года позволила англичанам захватить несколько островов в восточном Средиземноморье, в частности остров Кос с расположенным на нём аэродромом Антиохия. Значение единственного аэродрома в этом районе оценили и немцы. Утром 2 октября 1943 года они высадили на Косе морской и парашютный десанты общей численностью до 2000 человек. К утру 4 октября английский гарнизон (1400 человек) капитулировал. Штурмовой отряд полка «Бранденбург», сыгравший основную роль в успехе операции, высаживался с «Драхе». Для защиты острова немцы с помощью заградителей «Drache» и «Bulgaria» окружили остров минными заграждениями.
Англичане попытались уничтожить заградители с помощью подводных лодок. 8 октября в 17-06 английская субмарина «Unruly» атаковала немецкие заградители из подводного положения, выпустив четыре торпеды с дистанции 1350 ярдов. «Bulgaria» была потоплена, но экипажу «Drache» удалось отбить нападение, а 9 октября немцы не только отбили повторную атаку, но и забросали лодку глубинными бомбами.
Минный заградитель «Драхе» далее действовал в Эгейском и Адриатическом морях. Самой успешной минной операцией «Драхе» стала постановка заграждения к востоку от островов Псеримос и Калимнос в Додеканесе для защиты немецких войск во время битвы при Леросе. Вечером 22 октября 1943 года на нём погиб британский эсминец HMS "Hurworth" типа «Хант»и получил тяжелые повреждения греческий эскортный миноносец «Адриас», перевозившие припасы и подкрепление для британских войск на Леросе. У «Адриас» оторвало носовую часть, погиб 21 человек, а HMS "Hurworth" разорвало пополам, погибло 143 человека. Считается, что на заграждении 15 октября погибла также британская подводная лодка HMS Trooper.
Через два дня на том же заграждении погиб другой британский эсминец - HMS Eclipse типа E. Он разломился надвое и затонул через три минуты. Из 173 членов экипажа погибло 119, а из 200 солдат 4-го Королевского Восточно-Кентского полка – 134.
С 12 по 22 декабря 1943 года "Schiff 50" участвовал в двух конвоях, которые переправляли немецкие войска из Пирея на греческий остров Самос и вывозили оттуда итальянских военнопленных. Эти конвои сопровождались захваченными итальянскими эсминцами Turbine и Francesco Crispi ( переименованные в TA 14 и TA15 соответственно).
«Драхе» несколько раз был атакован авиацией союзников в 1943 году и в начале 1944 года, но лишь в двух случаях получил небольшие повреждения.
8 и 9 мая 1944 года "Schiff 50" установил оборонительное минное поле близ Пирея в сопровождении TA17 и TA19 (бывшие итальянские эсминцы "Сан Мартино"и "Калатафими"), при этом они были атакованы авиацией союзников, но их спасло мощное зенитное вооружение.
После атаки 9 мая 1944 года зенитное вооружение было усилено. Теперь оно включало 20 стволов: две 88-мм, пять 37-мм и тринадцать 20-мм пушек. На каждой стороне мостика поставили по четырехствольному 20-мм "фирлингу" (Flakvierling 38). 10,5-сантиметровое орудие заменили на более легкое 8,8-сантиметровое, чтобы избавиться от перегрузки.
В 15-25 22 (по другим данным 29) сентября 1944 года минзаг, стоящий на якоре в гавани Вати на греческом острове Самос, был атакован несколькими британскими пикирующими бомбардировщиками Bristol Beaufighters из эскадрильи № 252. После поражения бомбами он загорелся, в 17-25 взорвался и через пару часов затонул. Погибло 11 членов экипажа, включая командира Иоахима Вюннинга. После войны в 1967 году обломки были разобраны на месте на металлолом.
В истории югославского флота этот корабль стоит особняком. Построенный по заказу и за деньги славян, он, тем не менее, все время тянулся к родной Германии, где его построили и отличился именно в составе германского флота.
С другой стороны, это самый успешный югославский боевой корабль за всю историю, 2 парохода, подводная лодка, два эсминца и один поврежденный эсминец. Но есть нюанс... это были свои, югославские пароходы и союзные Югославии эсминцы и подлодки...
Амбиции Королевского Югославского флота оказались не подкреплены ни финансово, ни организационно, ни концептуально. Не дорос югославский флот. Достаточно удачный и передовой корабль оказался "белой вороной" и переквалифицировался в управдомы минные заградители.
Нестандартный корабль оказался востребован в Кригсмарине, оказался мастером на все руки, транспорт, минзаг, спасатель, противолодочный корабль, десантное судно, корабль ПВО, вертолетоносец ( вроде как первый специализированный противолодочный вертолётоносец в мире).
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам