Неделю назад китайское правительство пообещало проявлять «нулевую терпимость» к спекуляциям на товарных рынках. После этого цены на железную руду и сталь на китайском рынке упали на 7%.
Что же это означает для глобальной экономики? Китай не может полностью контролировать мировые цены на металлы, но он в состоянии создать препятствия для нового сырьевого суперцикла, на который рассчитывают многие инвесторы.
Чистый объем длинных позиций по сырьевым товарам всех типов сейчас находится на самом высоком уровне за последние 25 лет, и события в Пекине могут больно ударить по “быкам” на товарных рынках.
Некоторые аналитики считают, что в результате политики китайского правительства в течение следующих 6 месяцев цены на металлы будут значительно ниже текущих уровней. Спад может повлиять на такие крупные горнодобывающие и трейдинговые компании, как Vale, Glencore и Anglo American.
Спрос со стороны Китая стал и причиной двух последних подъемов цен на металлы, в 2011 и 2017 годах, и драйвером нынешнего роста. В прошлом году на долю второй по величине экономики мира приходилось 70% мирового потребления железной руды и 58% потребления меди. Железная руда нужна огромной сталелитейной промышленности Китая, которая, в свою очередь, зависит от спроса в строительном секторе. Медь используется в строительстве электростанций и линий передач - Китай всё ещё нуждается в новых электросетях, в то время как США и Европа в основном обходятся существующими мощностями.
Таким образом, политика правительства КНР или снижение спроса со стороны китайской экономики действительно может стать причиной падения цен на металлы (особенно с учетом того факта, что 60% сталелитейной промышленности по-прежнему принадлежит государству, и производители могут добиваться лучшей для себя цены на переговорах).
Но самое сильное воздействие на макроуровне окажет сокращение экономических стимулов, действовавших во время пандемии. Объем средств, вливаемых правительством в китайскую экономику, с максимумов начала года вернулся к своим нормальным значениям. Одновременно с этим правительство сообщает о своем намерении снизить производство стали для достижения долгосрочных целей по сокращению углеродного следа.
Однако пока китайский импорт меди в этом году продолжает расти. При этом уровень запасов на складах остаётся высоким, а производители не планируют сокращать объемы выпускаемой продукции. Итогом происходящих процессов может стать избыток предложения во втором полугодии.
Конечно, спрос на промышленные металлы обеспечивается не только Китаем. В следующем году мы, вероятно, увидим воздействие инфраструктурного пакета Байдена на экономику США. Важным трендом является и глобальный переход к электромобилям, которым требуется в четыре раза больше меди, чем автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Но сейчас производство электрокаров потребляет лишь 3.5% мирового предложения меди.
Внутренние процессы на китайском рынке имеют принципиальное значение для баланса спроса и предложения в мировом металлургическом секторе. Инвесторы должны внимательно следить за регулятивными мерами китайского правительства, которые в конечном счёте могут оказать существенное влияние на бумаги металлургических компаний.