Важным этапом в христианизации Руси является период княжения в Киеве Аскольда. Совершив в 860 году стремительное нападение на Константинополь и почти овладев им, русы, управляемые Аскольдом, заставили империю заключить с ними договор "мира и любви". Одной из важнейших его статей было крещение Руси. Вот так об этом упоминается в летописях: «Покорив соседние народы и поэтому слишком возомнив, они (русские) теперь поменяли эллинской и безбожную веру (язычество), которой ранее придерживались, на христианское учение ... и в них разгорелась такая жажда веры и ревности, с большим сердечником выполняют христианские обряды ". 4 Но для активного распространения христианства еще на созрели условия.Новая вера встречала упорное сопротивление не только широких масс, но и значительной части господствующей верхушки. Свидетельством этого стало насильственное устранение Аскольда с киевского престола.
С утверждением в Киеве Олега для христианских общин, можно думать, наступили тяжелые времена. Свидетельство летописи о том, что Олег и его мужи "по Руская закона клялась оружьем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим Богом" 5 , позволяет предположить возрождение языческих обычаев.
Ситуация изменилась после смерти Олега, когда киевским князем стал Игорь. Его управления характеризовалось веротерпимостью. Это немедленно сказалось на оживлении христианской веры на Руси. В княжение Игоря христиане преобладали язычников и морально, и в смысле политического веса в государстве. Игорь, бесспорно, сочувствовал новой вере, без чего ее успехи были бы невозможны, но сам оставался язычником.
После убийства в 945 году Игоря великим киевским князем формально стал его сын Святослав, но фактически вся полнота власти перешла к его матери - княгини Ольги. Этот факт имел большое влияние на распространение христианской религии на Руси.
Княгиня Ольга много сделала для распространения христианства на Руси. Многие, но далеко не все, что она могла сделать как правительница страны. На последней решающий шаг - провозглашение христианства официальной государственной религией - она так и не решилась. И дело не в том, что Русь была не готова к христианизации. Киевские князья не спешили с официальным введением христианства не потому, что ждали, когда Русь будет "готова" к этому, а потому, что не могли предвидеть последствий такого шага.
Встречается мнение, что крещение Ольги, по сути, означало и крещение Руси, ведь не могло быть такого положения, когда глава государства был бы христианином, а его страна оставалась языческой. В этих рассуждениях есть определенный смысл, но не в данном случае, ведь Ольга юридически не была великой княгиней.
Христианизации Руси, так успешно осуществлялась за Игоря и Ольги, был нанесен большой вред в годы правления их сына Святослава. Несмотря на неоднократные попытки обратить его к новой вере, он оставался язычником, причем язычником убежденным. При нем на Руси возобладала тенденция нетерпимости к христианской идеологии, было разрушено храмы, разгромлено православные общины. Святослав боролся с Византией, а вместе со всем тем, что от нее получалось. В распространении христианства он видел стремление мировой империи подчинить себе Русь, навязать ей вассальную зависимость.
Со смертью Святослава и вступлением на престол его сына Ярополка языческие бесчинства, санкционированные ранее верховной властью, изменились веротерпимостью, что тоже исходило от власти. Нет достаточных доказательств считать Ярополка христианином, но в его сочувственное отношение к этой религии нельзя сомневаться.
Очередное нарушение религиозной идеологии в пользу язычества произошло при Владимире Святославича. Это обусловлено не только характером князя и его глубоко языческим мировоззрением. Определенную роль здесь сыграло и естественное для каждого узурпатора власти стремление отмежеваться от действий своего предшественника. Но основным было другое. Владимир как крупный государственный деятель, взошедший на престол с определенной политической программой, искал пути ее воплощения. Ориентация на двоеверие, что практиковалась его предшественниками, не могла служить идее сильной и единой Руси. Христианство ведь еще не утвердило себя в древнерусском жизни настолько, чтобы его можно было сделать знаменем в борьбе с автономизацией племенных княжеств. Окраинных земель Руси, очевидно, оно еще совсем не задело. Там, по-прежнему горели ритуальные костры, приносились жертвы языческим богам. Единственной действенной силой (по крайней мере в глазах Владимира и его окружения), на которую можно было опираться, оставалось язычество.
Сравнительно быстро Владимир убедился, что с установлением языческого пантеона на Старокиевской горе Киев не превратился в единый идеологический центр всей Руси. Язычество с его многобожие и отсутствием единого верховного божества для всех восточных славян было далеким от идеи ее единства. Все больше вступало оно в противоречие с феодальным способом производства, утверждался на Руси. Язычество стало тормозом общественно-политического и культурного развития страны. Отказ от него стала потребностью времени.
Однако Владимир Святославич, который пришел к власти на волне языческой оппозиции и через труп своего брата-христианина, вынужден был до поры до времени ориентироваться на ту часть господствующей верхушки, которая придерживалась традиционных языческих верований. Усиление против языческих настроений господствующей верхушки тогдашнего общества свидетельствует летописная пола 983 года. Киевские "старцы и бояре" решили тогда настоящую компанию гонений на христиан. По их наущению, в частности, совершено физическую расправу над богатым варягом, который "пришел с Греков и втайне держался веры христианской". 6 Его сын стал жертвой жестокого языческого обряда. Это была достаточно продуманная акция ревнителей "старой веры", направленная против новых идеологических веяний и общественных порядков, властно вторгались во все сферы жизни страны.
Крещение Владимира Святославина и обращения в христианство подданных его страны связывается с военным походом киевского князя на греческий город Корсунь. Владимир принял крещение в Корсуни и женился на греческой принцессой Анной. После крещения Владимира Святославина, очевидно, произошло массовое крещение киевлян. Крещению киевлян предшествовало уничтожение общегосударственного языческого пантеона, совсем недавно построенного в центре столицы. Князь приказал, как сообщает летописец, "сбросить кумиров - тех порубить, а других огня отдать" 7 .
Сразу после уничтожения языческих идолов в Киеве началась насильственная христианизация населения Новгородской земли, которую проводили чиновники Добрыня и Путята. Большую активность их в этом свидетельствуют скупые, но весьма красноречивы слова новгородского книжника: "крестил нас Путята мечом, а Добрыня огнем". 8
В правление Владимира Святославина не все древнерусские земли было вполне христианизирована, но есть веские основания считать, что большинство населения страны обратилась, по крайней мере формально, в новую веру. Были заложены основы церковной организации. Разрастаясь вглубь и в ширь, она объективно выражала единую для всего населения Киевского государства принадлежность. Церковь способствовала укреплению территориально-административного деления, основывая епископии в административно-политических центрах древнерусских земель-княжеств, которые формировались. Все это соответствовало потребностям объединительной политики киевского правительства и сплочения страны.
Однако процесс христианизации государства шел медленно, а порой и болезненно (особенно в отдаленных от киевского центра областях). Населения Киевской Руси остро реагировало на новые идеологические веяния, распространялись по всей территории. Христианские проповедники наталкивались на глухое или прямое недовольство народа, которое иногда перехлюпувалося через край и оказывалось в форме физической расправы над ними. В течение одного только десятилетия в Новгородской земле был забит трех епископов. Первые поставленные в Ростове епископы Федор и Ларион, встретившись с недовольством тамошнего народа, вынуждены были покинуть этот край. Не более успеха в деле обращения населения Ростовской земли в новую веру достиг и их преемник - монах Киево-Печерского монастыря Леонтий. "Житие" этого святителя, впоследствии объявлен церковью святым, сообщает о том, что Леонтий, взявшись внушать христианское вероучение детям, был предан их родителями на смерть. Только епископу Исайи, который вступил Леонтия, удалось истребить совершенно кумиров языческих богов, почитаемых местными поселянами.
Инициаторами и организаторами сопротивления христианству выступали прежде всего служители языческого культа - волхвы. Они, в частности, были зачинщиками беспорядков в Суздальской земли, имели место 1024. Они обвиняли местную знать в сокрытии хлеба от голода, бранили христианскую веру.
Но введение христианства на Руси при Владимире Святославина, все же мало многогранные и далеко идущие последствия. В некрологе на смерть князя, помещенном в "Повести временных лет", автор четко осознавал, «... сколько добра он срыв в Русской земле, окрестив ее, и к богу привел." 9