Найти в Дзене

М4 "Дон". Дорога на Юг.

Всем доброго времени суток. Сегодня хотелось бы поделиться личным опытом путешествия на юг (а именно Краснодарский край и Крым) на личном автотранспорте.

Что можно сказать... Обычно, из Москвы по М4 я перемещаюсь в Крым. Расстояние от моего дома до места отдыха (г. Судак) около 1800 км, их я преодолеваю примерно за 19 - 22 часа.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Вы можете мне сказать, что проще лететь на самолете или доверить себя РЖД, и я свами наверное соглашусь. Но если нет возможности взять билеты заранее, то самолет для семьи с маленьким ребенком и багажем (этого маленького ребенка) влетит в копеечку, плюс добраться до аэропорта и с аэропорта, а это тоже денежки.

Поезд. Отклоняюсь от темы, скажу что обожаю поезда, они мне навивают воспоминание из детства, но трястись в нем 1,5 суток с ребенком, это уже не сладкая романтика, а горькая реальность предоставленная РЖД. Ко всему этому бонусом идет цена на билет, которая не редко превосходит цену авиаперелета (это если мы говорим о купе). И не исчезает проблема добраться до вокзала и от него, а так же в отличие от самолета появляется новый пункт - это питание на сутки (тоже деньги).

Цены на билеты плавают, так что точные цены вы всегда можете посмотреть на специализированных сайтах, а так же в кассах вокзалов. И я не в коем случае ни хочу сказать что самолет или поезд это плохо, нет я хочу рассказать как добраться до Крыма (или Краснодарского края) на автомобиле, если вы не хотите много тратиться, или у вас нет возможности использовать эти виды транспорта, или просто вы заядлый автомобилист-путешественник.

Так вот, если вы собрались впервые ехать на автомобиле то запомните и выполняйте несколько правил:

1. Перед поездкой, обязательно проверьте техническое состояние своего автомобиля. Дорога не близкая и вашему "железному другу" может понадобиться подготовка.

2. Во время поездки не останавливайтесь на обочинах трассы, остановку совершайте на площадках отдыха, заправках (которых не мало по "Дону") и т.д.

Пример места отдыха на трассе М4 "Дон". Фото взято из открытых источников.
Пример места отдыха на трассе М4 "Дон". Фото взято из открытых источников.

3. Если чувствуете что устали, то остановитесь и отдохните. Даже 20 минут сна вернет вам бодрость.

4. Соблюдайте ПДД. Во-первых, много камер, а во-вторых, это ваша безопасность, а также безопасность ваших близких и других участников дорожного движения.

Вернемся к нашей поездке. По всему маршруту вам встретиться 13 платных участков (если вы едите через Краснодар) и 12 (если в Краснодарском крае повернете в сторону станицы Ленинградской).

Платные участки, это вообще больная тема (особенно для меня), так как я вообще иногда не пойму за что плачу (дорога не отличается от бесплатной), не могу понять где начало, а где конец этого участка, а так же, почему та дорога, по которой я еще в детстве ездил в Крым стала платной (этот не относиться к вновь построенным участкам трассы). Существуют альтернативные (бесплатные) объезды, но время путешествия намного увеличиться. Платные участки, достойны отдельной статьи, поэтому дальше просто факты. От Москвы до Крыма я потратил на платные участки примерно 1200 р., обратно около 2000 р. (почему разница такая, объясню ниже). Многие пользуются транспортерами (специальные устройства для проезда пунктов взимания оплаты платных участков без остановки), я с ним не разу не ездил, но следующий раз наверное приобрету его (тем более по нему какую-то скидку даже делают).

Пример пункта взимания платы на платном участке трассы М4 "Дон". Фото взято из открытых источников.
Пример пункта взимания платы на платном участке трассы М4 "Дон". Фото взято из открытых источников.
Вот эта маленькая штучка позволяет вам проезжать пункты взымания оплаты без остановки. А деньги просто списываются со счета, который вы предварительно пополните в личном кабинете. Фото взято из открытых источников.
Вот эта маленькая штучка позволяет вам проезжать пункты взымания оплаты без остановки. А деньги просто списываются со счета, который вы предварительно пополните в личном кабинете. Фото взято из открытых источников.

Я выезжаю в 3 ночи с Москвы. Вы спросите для чего? Я отвечу:

1. Дорога более пустая, так как большинство дальнобойщиков отдыхают, а легковушки особенного дискомфорта на трассе друг другу не создают.

Вот так ночуют дальнобойщики. Фото взято из открытых источников.
Вот так ночуют дальнобойщики. Фото взято из открытых источников.

2. На платных участках действует ночной тариф (00:00 до 7:00), и он дешевле. Я успеваю проскочить около 7 -8 участков (так как основная масса их находиться от Москвы до Воронежа).

3. К часам семи утра на тебя начинает накатывать усталость и сонливость, но внутренний будильник рефлекторно будит ваш организм давая энергию на день.

4. Ну и сотрудники ДПС, в основном, так же отдыхают до утра и вы проезжаете этот кусочек трассы и посты без лишних приключений.

Раннее утро. Пост ДПС на трассе М4 "Дон".Фото взято из открытых источников.
Раннее утро. Пост ДПС на трассе М4 "Дон".Фото взято из открытых источников.

Я для себя делю дорого на условные части:

Москва - Воронеж;

Воронеж - Ростов-на-Дону;

Ростов-на-Дону - Крымский мост;

Крымский мост - Судак.

Проехав первый участок, (за Воронежем) я останавливаюсь на первую заправку (ВНИМАНИЕ, количество заправок, их места, а так же расход вашего автомобиля, зависит от его технических характеристик и стиля вашей езды, так что рассчитывайте заранее, что бы не стоять с канистрой на обочине). Там я и семья завтракаем и приводим себя в чувства после 5 - 6 часов дороги. В это время температура начинает ползти верх (причем не важно зима это или лето) а вместе с ней настроение.

Отдельно хочется сказать про заправки. Качество топлива (у меня ДТ) на заправках популярного бренда красного цвета (не будем называть его название) которые стоят вдоль всего маршрута оставляет желать лучшего, год от года становиться только хуже. Видно понимают, что никто не будет возвращаться и высказывать свое недовольство.

Второй участок я преодолеваю примерно за тоже время (5 -6 часов) и мы с семьёй останавливаемся обедать, в придорожной кафешке за Ростов-на-Дону.

Дорога до Ростова хорошая, двухполосная, особых проблем при движении по ней нет, лишь подъезжая к самому городу, дорога местами разбита по правой полосе, поэтому дальнобойщики "вылезают" на левую, и вам приходится выбирать: либо тащиться за ними, либо пожертвовать комфортом, а где-то даже подвеской автомобиля и объехать тянущейся караван из фур.

Так же в Ростовской области вы сможете заметить "исчезающий вид" сотрудников ДПС с радарами, прячущихся за остановками, кустами и так далее.

Вообще хочется сказать, что помимо камер на трассе, проезжая различные населенные пункты, вы можете увидеть и "гражданских помощников" ДПС, которые мирно отдыхают в своем автомобиле, где нибудь на обочине, пока их "тринога" несет службу на просторах трассы "Дон". В связи с этим не советую превышать скорость, так как много камер, да и скоростной режим на трассе очень комфортный (110 - 130 км/ч).

До Ростова-на-Дону я еду без навигатора, но после включаю его посмотреть как маршрут будет быстрее, через Краснодар или сразу уходить с трассы в станицы. В основном Я.Навигатор уводит в станицы, так как в Краснодаре к вечеру образуются пробки, что увеличивает время в пути. В станицах навигатор я тоже не отключаю, смотрю наиболее быстрый маршрут (особенно актуально в сезон, когда на юга едит много отдыхающих).

В станицах скоростной режим падает и составляет в среднем от 60 до 80 км/ч (так как в станицах скорость 40 км/ч, между ними 90 км/ч). Дорога становиться в основном однополосной и появляется необходимость обгона, причём обгона не одной машины, а целого каравана, во главе которого обычно едет "гроза дорог" - дальнобойщик.

Обычная трасса между страницами.Фото взято из открытых источников.
Обычная трасса между страницами.Фото взято из открытых источников.

Здесь надо быть аккуратным и внимательно смотреть за знаками и разметкой разрешающими/запрещающими обгон. Иногда мне кажется, что на дорогах Краснодарского края можно ехать с превышением, задом на перед, короче говоря как угодно, но не дай вам Бог пересечь сплошную, тут же появляются сотрудники ДПС, которые исполнят свой долг в полном объёме. Кстати, для контроля правил обгона они используют квадрокоптеры. Но если ехать по правилам, встреча с ними вряд ли вам грозит. И просто помните "золотое правило" - "не уверен, не обгоняй".

Вот такой знак вы можете увидеть. Фото взято из открытых источников.
Вот такой знак вы можете увидеть. Фото взято из открытых источников.
А вот такая штука может лететь над вами пока вы совершаете обгон в неположенном месте. Фото взято из открытых источников.
А вот такая штука может лететь над вами пока вы совершаете обгон в неположенном месте. Фото взято из открытых источников.

Заехав "вглубь" станиц километров на 100, я делаю остановку на вторую заправку. Пока я заправляюсь, семья отдыхает, гуляя в окрестностях заправки.

Следующую заправку я совершаю на последней АЗС перед Крымским мостом. Заправляю бак до краев. Делаю я это не потому, что у меня закончилось топливо, а потому, что на территории республики Крым цена на него значительно выше. На этой же АЗС можно и перекусить.

У же на подъезде к мосту дорога станет значительно лучше и превратиться в двухполосную. На въезде и выезде с моста находятся стационарные посты ДПС которые осуществляют выборочный контроль и проверку транспортных средств.

Общий вид Крымского моста. Фото взято из открытых источников.
Общий вид Крымского моста. Фото взято из открытых источников.

А вот так его видели мы через лобовое стекло нашей машины. И кстати, обратите внимание сколько мошек разбиваются о лобовое стекло.
А вот так его видели мы через лобовое стекло нашей машины. И кстати, обратите внимание сколько мошек разбиваются о лобовое стекло.

Проехав мост вы попадаете в Крым, а именно на трассу "Таврида" и двигаетесь по ней в нужном вам направлении. Днем трасса прекрасна, а ночью может возникнуть небольшая проблема - она не освещается (надеюсь пока), поэтому особое внимание надо на это обратить, так как у нас, к сожалению, есть много автомобилей которые движутся с неработающим или выключенным освещением.

Благодаря "Тавриде" очень экономится время в пути до конечного пункта. Хотя "пролетая" по трассе и видя по бокам огни Керчи и Феодосии, я не вольно переношусь в то время, когда мой отец, а позже и я переправляли автомобиль на полуостров и обратно с помощью парома, отстояв на него очередь, а затем ехали по разбитым дорогам этих городов наслаждаясь видами Крыма и морем, которое простиралось до самого Судака на протяжении всего пути. И я до сих пор считаю что в этом была какая-то романтика... Но время не стоит на месте и вот уже я просыпаюсь в 3 ночи в Москве, а в 23:00 - 24:00 ложусь спать в Судаке, на берегу Черного моря. И это не было бы возможно если бы жители Крыма не захотели присоединиться к России, если бы не был бы построены Крымский мост и трасса "Таврида", а так же новые скоростные участки трассы М4 "Дон".

Вот так было раньше... Фото взято из открытых источников.
Вот так было раньше... Фото взято из открытых источников.

Обратная дорога происходит в обратном порядке и мало чем отличается, за исключением того, что лично я на платные участки въезжаю по дневному тарифу (отсюда и разница в цене).

Подводя итог:

1. Доехать реально менее чем за сутки. Но это не значит, что я призываю всех ездить без отдыха, каждый водитель в состоянии оценить свое состояние и выбрать пункты остановки и отдыха. Тем более по дороге вы увидите много прекрасных мест, музеев и городов, каждый из которых достоин отдельной статьи. Так что если вы будите ехать более суток, в этом нет ничего страшного.

2. Цена дороги выходит меньше чем на самолет или на поезд, если вы путешествуете семьей. Но это не значит что я против этих видов транспорта. Я закладываю на дорогу 10000 р. (это цена платных участков, стоимость топлива, и питания в пути).

3. Проблем по маршруту особых нет. За исключением ремонтных работ и фур, которые пытаются обогнать друг друга.

4. Если вы едите не зимой, то лучше бы конечно в машине иметь кондиционер, так как температура не редко переваливает отметку в 30 градусов.

5. В сезон, так же придется чистить лобовое стекло от разбившейся об него мошкары.

6. Старайтесь не подбирать незнакомцев голосующих на дороге. Почему? Об этом есть куча статей.

Вот и все, что я хотел вам сегодня рассказать. Для кого-то это не новая информация, кто-то проезжает этот маршрут как-то иначе. И я не призываю никого делать именно так как я. Но может быть, новички дальних путешествий почерпнут для себя полезную информацию.

Всем спасибо. Всех буду рад видеть вновь. Если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях, а так же делитесь своим историями про поездки по трассе М4 "Дон".