Найти тему

ПРОГРАММА "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ" ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "

ПРОГРАММА "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ" ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ " (ЛЕТНИЙ ПЕРИОД)
Оглавление:

1. Пояснительная записка ……………………………………................................................ 3

2. Направленность дополнительной общеобразовательной программы……………..…….4

3. Актуальность…………………………………………......................................................... .4

4. Педагогическая целесообразность....................................................................................... .4

5. Отличительные особенности ДОП от уже существующих программ.............................. 5

6. Адресат программы................................................................................................................. 5

7.Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП, формы обучения и

режим занятий…………………………………………………………………………………..5

8.Формы обучения……………………………………………………………………………...6

9. Режим занятий………………………………………………………………………………..6

10. Особенности организации образовательного процесса.......................................................6

11. Цель программы.......................................................................................................................6

12. Задачи программы ………………………………………………………………………….6

13.Учебный план............................................................................................................................7

14. Содержание программы..........................................................................................................8

15. Планируемые результаты......................................................................................................13

16. Календарный учебный график программы.........................................................................13

17.Условия реализации программы...........................................................................................16

18.Формы диагностики...............................................................................................................16

19. Оценочные материалы..........................................................................................................17

20. Методические материалы.....................................................................................................18

21. Список литературы…………………………………………………………………...…...18

1. Пояснительная записка

МДОУ д/с № работает по приоритетному направлению – сохранение и укрепление здоровья воспитанников, физическое развитие, формирование основ здорового образа жизни. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологической обстановки в обществе. Техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность таят опасности для самых маленьких и беззащитных граждан –наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа « Будь здоров малыш» разработана на основании парциальной программы дошкольного образования Р.Б. Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (С-Пб, «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002) и предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в старшем дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности.

В содержании программы включены 6 разделов:

«Ребёнок и другие люди»

«Ребёнок и природа»

«Ребёнок дома»

«Здоровье ребёнка»

«Эмоциональное благополучие ребёнка»

«Ребёнок на улице города».

2. Направленность дополнительной образовательной программы

Реализуемая дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Настоящая программа направлена для обеспечения процесса обучения дошкольников, приобретения ими необходимых знаний, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами, приобретения навыков самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в различных чрезвычайных ситуациях, оказания первой доврачебной помощи, расширения кругозора, укрепления здоровья.

3. Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что в условиях современного мира, повышения уровня опасности и роста технологических аварий и катастроф необходимо совершенствование знаний и умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного уровня, до уровня специальной подготовки в условиях кружковой деятельности. Данная программа дает возможность наиболее емко дать знания в области безопасности, спасательного дела и в области медицины. Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечным насморком. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

4. Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы призвана расширить кругозор ребенка и дать ему соответствующую возрасту адекватную картину мира, подготовить его к действиям в чрезвычайных ситуациях, привить практические навыки оказания пострадавшим первой доврачебной помощи, изучить правила противопожарной и дорожной безопасности, вести здоровый образ жизни.

5. Отличительные особенности ДОП от уже существующих программ

Программа содержит перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе на 3 месяца.

Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры – драматизации, продуктивная деятельность, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.

В программу также включены материалы для практического применения в работе с детьми:

- пословицы, поговорки о здоровье;

- дидактические игры;

- загадки об источниках опасности и мерах предосторожности;

- рифмованные правила безопасности для дошкольников;

- мнемотаблицы, цель которых помочь ребёнку лучше усвоить правила безопасного поведения;

- пословиц и поговорки об опасностях пожара; загадки об огне;

предупреждающие и запрещающие знаки для детей;

- символы экстренных служб «01»; «02»; «03»;

- художественное слово о работе милиции, скорой помощи, пожарных;

- художественное слово о лекарственных и ядовитых растениях, грибах;

- художественное слово о пользе физических упражнений, закаливания, водных процедур;

- художественное слово о полезных продуктах;

- художественное слово о правилах дорожного движения, транспорте Программа имеет инновационный характер. В системе работы используются различные методы и способы развития и воспитания к здоровому образу жизни.

6. Адресат программы

Дети, участвующих в образовательной деятельности, от 5 до 7 лет, в этом возрасте формируются нравственные эмоции — чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими — радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений. Возраст 5- 7 лет благоприятный период для развития имеющихся способностей — музыкальных, художественных, умственных, двигательных. Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя, привить основы безопасности ребёнка.

7. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП

Уровень программы – базовый.

Объём – 12 часов

Сроки реализации: 01.06.2021 - 31.08.2021

Формы обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Режим занятий: 9:00 – 9.25.

8. Формы работы

1. Практические занятия, беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, рассматривание альбомов, иллюстраций ,плакатов, памяток

2. Выставки работ.

9. Режим занятий.

Режим занятий: программа рассчитана на 1 занятие в неделю в первой половине дня по 25 минут.

Всего планируется провести 12 занятий за летний оздоровительный период.. На занятиях также используются здоровьесберегающие технологии: проводятся физкультминутки, гимнастика для пальцев рук, подвижные игры.

Нормативный срок освоения программы: 3 месяца

Количество занятий в неделю

4 занятия в месяц.

Длительность одного занятия

25 мин

День недели

Один раз в неделю

Время проведения

9.00-9.25

10. Особенности организации образовательного процесса

Состав группы постоянный, занятия проводятся в групповой форме. Занятия теоретического и практического характера. Воспитанники в группе одного возраста.

11. Цели программы:

сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;

способствовать становлению основ экологической культуры;

приобщать к здоровому образу жизни.

12. Задачи программы :

Дать детям достаточно ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня ребёнка.

Научить детей правильно оценивать опасность и избегать её, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.

Помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья.

Педагогическая оценка усвоения знаний программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений воспитателя за дошкольниками и результатов их практической деятельности во время занятий. Количественные результаты дополняются комментариями, в которых указываются проблемы и трудности.

13. Учебный план

Навыки безопасного поведения в природе

Правила пожарной безопасности

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Правила дорожного движения

06

«Ядовитые грибы и ягоды»

Продуктивная деятельность, аппликация «Выросли грибы на поляне»

«Пожароопасные предметы»

Дидактическая игра: «Как и

чем тушить пожар?» Чтение худ.литературы

«Пожарные собаки», «Пожар», «Кошкин дом» С.Маршак

«Правила поведения в лесу».

С/ролевая игра «Экскурсия лес»

«Школа пешеходных

наук» «Правила дорожного движения»

Отгадывание загадок по

ПДД и рисование отгадок.

07

«Безопасность при

общении с животными»

Просмотр мультфильма

«Человек собаке – друг»

Рассматривание картин и

беседа на тему: «Опасные ситуации. Открытое окно»

Сюжетно- ролевая игра:

«Семья».

Беседа «Витамины и

здоровый организм»

Чтение сказки «Мойдодыр»

К.Чуковского

«Дорожные знаки» «Безопасность»

Рисование на тему

«Перекрёсток»

08

«Безопасность на воде. Осторожно, открытый водоём»

«Предметы, требующие

осторожного обращения» «Спички – это не игра»

Просмотр мультфильма

о пожаре.

Беседа «В гостях у

Айболита»

С/ролевая игра «Больница»

«Безопасность в

общественном транспорте»

С/ролевая игра «Автобус»

14. Содержание программы

Раздел 1 «Ребёнок и другие люди».

1.1 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Целесообразно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – служанка, прикинувшаяся доброй старушкой; Золушка одета в лохмотья, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось заколдованным принцем). Со старшими детьми можно проводить беседу с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.

1.2 Ребёнок и другие дети, в том числе подростки.Ребёнку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего, подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костёр; забраться на чердак и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.

1.3 Если «чужой» приходит в дом. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых. Нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует, якобы, от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).

Раздел 2 «Ребёнок и природа».

2.1 В природе всё взаимосвязано. Педагогу необходимо рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, можно познакомить их с влиянием водоёмов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений). Для этой цели можно использовать пособие Н.А.Рыжовой «Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники»).

2.2 Бережное отношение к живой природе. Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

2.3 Лекарственные и ядовитые растения. Съедобные и несъедобные грибы. Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полянах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучаться от вредной привычки пробовать всё подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся эко-логической обстановки, например, кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных. Следует объяснить, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.

Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры – классификации, игры с мячом в «съедобное – несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон – прогулки на природу.

Раздел 3 «Ребёнок дома».

3.1 Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности, делятся на три группы:

предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще – колющие инструменты).

Из объяснений педагога ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений («Кошкин дом»), играми – драматизациями.

3.2 Экстремальные ситуации в быту. Ребёнка нужно научить пользоваться телефоном в экстренных случаях. Но при обучении пользованием телефоном при вызове пожарных, «скорой помощи», милиции требуется работа по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребёнок просто испугался чего –либо или кого –либо. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребёнок не видит партнёра по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребёнка.

Раздел 4 «Здоровье ребёнка».

4.1 Изучаем свой организм. Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно –двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительных системах, кровообращении, дыхании, нерв-ной системе, органах чувств). Предлагает показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Обращает их внимание на, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова – вверху (в самом надёжном месте); руки –на полпути (ими удобно пользоваться и вверх, и внизу); ноги – длинные и крепкие (удерживают и передвигают всё тело); в самом низу –ступни (опора). В левой стороне туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, - сердце, защищённое грудной клеткой.

Рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьётся сердце, объясняется, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаём, нашему организму нужно больше крови, и биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии. И сердце может отдохнуть и биться медленнее. Детям предлагается проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений. В состоянии покоя, после сна.

4.2 О ценностях здорового образа жизни. По традиции педагоги используют различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. В соответствии с новыми тенденциями организуются спортивные секции. Эта новая форма работы (в том числе с привлечением родителей) необходима для формирования у детей правил безопасного поведения и здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом не должны быть принудительными и однообразными. Важно использовать эмоционально привлекательные формы их проведения: музыкальное сопровождение, движение в образе (прыгаем. Как зайчики; убыстряем темп: за деревом показалась лиса), красочные атрибуты (цветы, ленты, обручи), обращая внимание на красоту и совершенство человеческого тела, на получаемое удовольствие от движения.

Физическое воспитание ребёнка важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Педагог должен способствовать

формированию у детей сознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Например, при проведении физкультурного занятия внимание детей обращается на значение того или иного упражнения для развития определённой группы мышц, для работы различных систем организма. Педагог поддерживает у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости».

4.3 О навыках личной гигиены. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причёсываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как пра-вила самого ребёнка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Объясняя ребёнку, для чего следует чистить зубы, можно рассказать о мельчайших невидимых глазом микроорганизмах – микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или попала пища в щель между зубами –это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Полезно также с помощью лупы или микроскопа показать детям, какое множество самых различных бактерий «живёт» на руках, прячется под ногтями. Тогда они никогда не будут забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.

4.4 О профилактике заболеваний. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастики. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своём здоровье. В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, детям следует объяснить, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные» запахи, что происходит с организмом человека во время массажа.

4.5 О роли лекарств и витаминов. Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят, (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Ника-ких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя.

В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней педагог рассказывает детям о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Он также рассказывает им о том, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. Например: «У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура: овощи и фрукты – главные поставщики витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Конфеты, шоколад, мороженое. Особенно в больших количествах, вредны для здоровья». При этом можно рассказать сказку о сладкоежке, у которой заболели зубы.

4.6 Правила оказания первой помощи. Педагог знакомит детей с правилами поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослому; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжёгся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.

Первую помощь ребёнок может оказать себе и самостоятельно:

закружилась голова на солнце – скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых;

сильно озябло лицо на морозе – растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом;

озябли ноги – побегать, попрыгать, пошевелить пальцами;

промочил ноги – переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.

Каждое из этих правил может стать темой специальной беседы, основанной на опыте детей, игры – драматизации, сценки из кукольного театра.

Раздел 5 «Эмоциональное благополучие ребёнка».

5.1 Детские страхи. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы педагог:

относился к этим страхам серьёзно, не игнорируя и не умаляя их;

давал детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);

помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда…»);

рассказал о собственных детских страхах;

давал описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

допускал в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);

давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но её осознание даёт возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);

реагировал на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно избежать?»).

5.2 Конфликты и ссоры между детьми. Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка –крайний способ решения конфликта, а точнее – неумение из него выйти. Конфликт возникает тогда, когда удовлетворение желаний одного человека ведёт к невозможности удовлетворения желаний другого, притом обе стороны к этому стремятся. Проблема рождается тогда, когда конфликт решается силовым способом в ущерб одной из сторон или, что ещё хуже, не устраняется, а продолжает нарастать.

Однако конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, так как невозможно всегда безошибочно знать, что думает, чего хочет или что чувствует другой человек. Конфликт проясняет ситуацию: обе стороны узнают о существовании на первый взгляд несовместимых желаний. Основная задача педагога – научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.

При этом педагог может предложить детям следующую стратегию выхода из конфликта:

как можно более точно сформулировать проблему, назвать причину конфликта;

дать каждой стороне возможность предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев;

последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);

принять решение, против которого не возникает возражений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).

Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы игры, беседы, драматизации. Их цель – научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Педагогу следует стремиться к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже несовпадающим с их собственными.

Для этого могут быть применены активные игры, требующие согласованности действий игроков («кошки-мышки», различные эстафеты), оказания взаимопомощи, приложения коллективных усилий. Кроме того, педагог может организовывать различные проблемные ситуации и вместе с детьми пытаться найти решения, иногда выступая в качестве посредника. (Педагог предлагает лишь часть решения, а окончательный вариант выхода из ситуации дети находят сами.) Иногда полезно в совместной деятельности специально поставить детей перед необходимостью чем-то поделиться, соблюдать очерёдность.

Не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, относиться к ним как к чему-либо неприятному. Любые ситуации надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.

Раздел 6 «Ребёнок на улице».

6.1 Устройство проезжей части. Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, сюжеты из художественной литературы или мультфильмов. Например, можно рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре, а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу, лужам. Так можно промочить ноги и простудиться. Или, однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на проезжую часть. В это время проезжала машина и, не успев затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Или, дети играли с мячом рядом с дорогой. Мяч выкатился на дорогу. Вдруг показалась машина, мяч попал под колёса и лопнул.

Педагог предлагает детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно предложить детям ситуацию –загадку: педагог описывает ситуацию, дети её оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой, лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русла, задавая вопросы.

6.2 «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Педагог рассказывает детям, как надо переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами. Объясняет, что светофор устанавливается на перекрёстках, пешеходных переходах и в местах оживлённого транспортного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстком, игрушечные автомобили, куклы – пешеходы.

6.3 Если ребёнок потерялся на улице. Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к взрослому (к женщине, гуляющей с ребёнком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать. Где живут, номер телефона, своё имя и фамилию. Для того чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, литературные сюжеты, разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).

15. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения рабочей программы:

1. Знать стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.

2. Уметь бережно относиться к живой природе, понимать то, что всё в мире взаимосвязано.

3. Иметь представление, как вести себя на балконе, у открытого окна.

4. Уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

5.Соблюдать элементарные правила безопасности.

6. Уметь разрешать конфликтные ситуации и преодолевать негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор.

7. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения; правилах пожарной безопасности, правилах личной безопасности.

8. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

9. Сформированность первоначальных навыков ведения массово – разъяснительной работы по пропаганде правил безопасности.

Знать:

О значении природного окружения для здоровья человека, правила безопасного поведения, пути и средства укрепления здоровья;

источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

правила дорожного движения;

правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть;

правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;

влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег);

чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;

правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;

как могут быть опасны животные и насекомые, правила безопасного поведения при контакте с ними;

Уметь:

Общаться со сверстниками и взрослыми;

Соблюдать навыки личной гигиены, ухаживать за своим телом ( полостью рта, руками, ногами), одеждой (устранять при небольшой помощи взрослых непорядок в одежде);

Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;

Оказать посильную медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых;

Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора. Называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи", «Пункт питания»;

Действовать правильно в случае опасности в доме;

Правильно вести себя в парках, скверах, в лесу, а также при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами);

Вызвать службы «01», «02»,

16. Календарный учебный график программы.

Навыки безопасного поведения в природе

Правила пожарной безопасности

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Правила дорожного движения

06

«Ядовитые грибы и ягоды»

2.«Пожароопасные предметы»

3.«Правила поведения в лесу».

4.«Школа пешеходных

наук»

07

1.«Безопасность при

общении с животными»

2.«Открытое окно»

3.«Витамины и

здоровый организм»

4.«Дорожные знаки»

08

1.«Безопасность на воде.»

2.«Спички – это не игра»

.

3.«В гостях у

Айболита»

4.«Безопасность в

общественном транспорте»

17. Условия реализации программы

Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Формы работы

Цель

Июнь

Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей)

Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности. Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей в зимний период на реке.

Июль

Буклет «Ребенок и взрослый на улице»

Памятка «Как обучать ребёнка безопасному поведению». Открытое окно.

Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности.

Август

Информация в уголке для родителей «Осторожно, открытый водоем!» Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения)

Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

18.Формы диагностики

Формы подведения итогов реализации программы Отслеживание результатов образовательного процесса осуществляется посредством итоговой беседы и конкурса рисунков по ОБЖ по данной программе, проходят по окончанию освоения Программы (август).

При подведении итогов освоения программы используются формы аттестации: -опрос; -выполнение творческой работы.

19. Оценочные материалы

Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий кружка, достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся. Для оценки достижений используются следующие материалы: 1) Беседы на выявление полученных знаний 2): Наглядности, гласности. Работа воспитанников оценивается по результатам освоения Программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков, возможности практического применения в различных ситуациях творческого использования.

Высокий уровень: воспитанник демонстрирует высокую заинтересованность в уровень освоения учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков.

Средний уровень: воспитанник демонстрирует достаточную заинтересованность в освоения программы учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания, умения и навыки.

Низкий уровень: воспитанник демонстрирует слабую заинтересованность в учебной освоения программы и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки

20. Методические материалы

Уголок ОБЖ, папки «загадки про транспорт», «специальный транспорт», «Дорожные знаки», «Азбука безопасности», дидактические игры «Умный светофор», «Какой бывает транспорт», «Домино транспорт», «Дорожные знаки», книги по безопасности, стенд для информации, интерактивная доска.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников оформлены макеты: по дорожному движению, в наличии наборы дорожных знаков, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Автомобили и пешеходы», «Лото».
На территории группы имеется размеченная площадка по обучению детей правилам дорожного движения. В группе имеются иллюстративный материал и дидактические игры по ОБЖ, ПБ и ПДД.

В уголках для родителей имеется информация по темам: «Экстремальные ситуации в быту, «Служба 01», «правила ОБЖ».

В методическом кабинете в наличии методическая литература с рекомендациями и разработкой конспектов занятий по ОБЖ, ПБ и ПДД для детей разного дошкольного возраста, конспекты развлечений для всех возрастных групп по ПДД, ПБ, ОБЖ.

21. Список литературы:

1.Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008

2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002

3. Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010

4.Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009

Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007

Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009

Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001

5. Шорыгина Т.А.«Беседы об основах безопасности с детьми 4-7 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008

6.Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010

7.Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010

8.Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001

9. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005

10. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009