Найти в Дзене
Берега Невы

По окончании программ господдержки бизнес чувствует себя хуже

Такой вывод сделал аппарат бизнес-омбудсмена Бориса Титова по итогам очередного измерения «Индекса роста МСП».

Индекс начали измерять весной прошлого года в связи с беспрецедентным закрытием всех предприятий и уходом людей на самоизоляцию. Индекс рассчитывает совместно с Институтом роста экономики им. П.А. Столыпина и Сбербанком России.

Очередные выводы были оформлены в доклад «МСП/Постковид. Время для системных изменений», который станет одной из составляющих ежегодного доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей президенту.

В индексе учитываются такие показатели, как поступления на счёт с банковских карт, объём фонда оплаты труда, количество занятых и др. По итогам индекс находится в пределах от -50 до +50.
Итоговый индекс 2019-2020 годов оказался на цифре 4, т.е. малый и средний бизнес демонстрировал всеобщую стагнацию.
Однако в I квартале 2021 года он достиг значения -30, что является значительным падением.
Резкое падение спроса в пандемию прошлого года частично компенсировалось субсидиями и льготными кредитами от государства, затем постепенным снятием ограничений. Но в итоге рост спроса был исчерпан и в начале года МСП снова увидели падение выручки (на 13%).

Средний объём поступлений на счёт одного МСП (выручка от реализации, поступления от контрагентов, кредиты и т.д.) в III и IV кварталах прошлого года увеличивался за счёт программ поддержки, но в I квартале этого года снизился (на 19%).

Общий объем ФОТ также был поддержан субсидиями и кредитами, но и он последовательно снижается в 2021 году.

Соответственно, в докладе бизнес-омбудсмен предложит не останавливать меры поддержки, и даже вводить новые:

  • расширить действие программы ФОТ 3.0 и изменить условия участия в ней;
  • провести налоговую амнистию — списать долги компаниям, чья выручка в прошлом году снизилась более чем на 30 % по сравнению с 2019 годом;
  • ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости и ввести систему льгот для МСП по налогообложению объектов, облагаемых по кадастровой стоимости;
  • создать «банк плохих долгов»;
  • снижать кредитные ставки для МСП, расширять механизмы госгарантий;
  • для патента — увеличить максимально возможную численность работников;
  • для ОСНО — ввести льготную ставку по налогу на прибыль, расширить действие инвестиционного вычета, отменить налог на дивиденды, разработать послабления для экологической деятельности;
  • для всех поднять порог взимания дополнительных пенсионных взносов;
  • отменить для МСП-пенсионеров уплату страховых взносов и вообще привести методику исчисления пенсий ИП в соответствие начислениям для наёмных работников;
  • отменить страховые взносы на сотрудников-стажёров;
  • дифференцировать шкалу штрафов (в зависимости от размера предприятия) и заменить штраф за первое нарушение в году на предупреждение;
  • а также запретить одновременно привлекать юрлицо и руководителя к ответственности за одно и то же нарушение;
  • создать институт медиации в спорах бизнеса с госорганами;
  • заменить юрадрес «электронным» адресом;
  • ввести ответственность за необоснованную блокировку счетов налоговыми органами;
  • развивать специальную программу создания малых производств в регионах — «минипромы» (установить для них пониженные страховые взносы, налоговые каникулы, ускоренную амортизацию, проектное финансирование, бесплатную аренду и т.д.

В докладе обращается внимание, например, что:

  • федеральных льготных кредитов в прошлом году было выдано 17 тыс. на общую сумму 1 трлн. рублей;
  • от микрофинансовых организаций субъекты МСП получили 42 тыс. займов в рамках нацпроекта на сумму 52 млрд.;
  • льготные кредиты под 2% были выданы на 500 млрд.;
  • объём льготных сельхозкредитов составил порядка 400 млрд. рублей (половина — МСП).

Однако общий объём кредитов МСП в прошлом году составил 7,6 трлн. рублей. Получается, что остальные кредиты предприниматели получили по обычным, а вовсе не льготным ставкам, а это 5,7 трлн.

Как отмечается в докладе, других источников средств кроме кредитов у МСП нет — они не привлекают средства на фондовом рынке, не прибегают к госгарантиям и т.д. И возможно, с кредитованием дело бы пошло лучше, но у МСП нет залогов, которые помогли бы снизить ставки.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.