Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

22 июня они били врага на его территории

22 июня 1941 года подразделения и части отдельных дивизий РККА наступали и даже переходили границу. Командиры этих приграничных соединений вели боевые действия по предвоенным планам, реализуя общую установку – «Бить врага малой кровью, на чужой территории».

Наш рассказ о четырех комдивах. Их имена мало кому известны – двое погибли в 41-м, двоих подвергли необоснованным репрессиям.

Командир 87-й стрелковой дивизии генерал-майор Филипп Федорович Алябушев (1893— 1941)

Ф.Ф. Алябушев
Ф.Ф. Алябушев

Он был грамотным, отлично подготовленным в профессиональном отношении командиром, имел большой практический опыт боевой работы.

В 38-м – старший военный советник в Китае, отличился в сражении с японцами за Ухань, был награжден Орденом Красной Звезды. В 39-м блестяще проявил себя в финской войне. Именно его 123-я дивизия прорвала Линию Маннергейма в ключевом месте (при минимальных потерях), за что дивизия и ее командир были удостоены Орденов Ленина.

Штабист дивизии капитан Назаров позднее писал о генерале Алябушеве: «…я не знаю, спал он или не спал, но он все время находился впереди и к каждой мелочи придирался. Он добился того, что его подразделения были настолько натренированы и настроены, что прорыв сам собой определился».

22 июня 1941 года 87-я стрелковая дивизия Алябушева, поднятая по тревоге, вместе с приданным ей 450-м артполком, ускоренным маршем к 9.00 вышла к Владимиро-Волынскому укрепрайону, который штурмовали 44-я и 298-я немецкие пехотные дивизии. Алябушев нанес мощный удар в стык этих дивизий. Укрепрайон был деблокирован. К концу дня 22 июня дивизия отбросила фашистов на 6-10 км на запад от Владимира-Волынского.

Этот удар и маневр Алябушева были абсолютно неожиданными для Клейста. Гитлеровцы были вынуждены отступить к границе.

Согласно документам Вермахта, ночью 23-го июня до двух рот 87-й дивизии форсировали реку Западный Буг, то есть перешли границу. Это были разведывательные подразделения, уничтоженные в кровопролитном бою превосходящими силами противника. Тем не менее, факт пересечения границы советскими войсками подтвержден документами.

-2

Историк Алексей Исаев неоднократно отмечал, что, несмотря на небольшой тактический успех, наступление дивизии Алябушева имело большое, по сути, стратегическое значение – был сорван прорыв 14-й танковой немецкой дивизии, командование Вермахта было вынуждено перенаправить под Владимир-Волынский[1] еще 13-ю танковую дивизию.

Между тем, развивать достигнутый успех было нечем. Вскоре основные силы дивизии оказались в окружении. В ночь на 25 июня комдив Алябушев, приняв решение об отступлении, на рассвете поехал с группой офицеров штаба выбирать участок перехода через Луцкое шоссе. Севернее Березовичей они наткнулись на отряд противника. В ходе перестрелки генерал Алябушев был убит.

Командир 33-й стрелковой дивизии генерал-майор Карп Афанасьевич Железников (1895-1957)

К.А. Железников
К.А. Железников

Железников с 1939 года командовал 33-й стрелковой дивизией. В июне 1941 года дивизия дислоцировалась в Литве, в районе г. Вилкавишкис, штаб находился в 5 километрахюго-западнее г. Пильвишки.

20 июня по приказу Железникова 44-й легкоартиллерийский полк был развернут вдоль каунасского шоссе, шедшего параллельно границе. Это был правильный шаг. С началом войны он поддерживал огнем стрелковые батальоны.

Основным противником дивизии являлась 121-я немецкая пехотная дивизия, наступавшая в направлении Каунаса.

В первые часы войны 33-я дивизия Железникова успешно сдерживала натиск врага, охватившего ее с обоих флангов. В итоге 123-я и 121-я немецкие пехотные дивизии не выполнили боевую задачу. В суточном донесении 121-й пехотной дивизии отмечалось: «Противник вел борьбу местами упорно, умело и коварно».

Части 33-й дивизии не только успешно отбивали атаки противника, но и переходили в контрнаступление. Так, в районе Кибартая комбат 1-го батальона 164-го стрелкового полка капитан И.Д. Глонти в переломный момент боя сам повел бойцов в штыковую контратаку; противник был отброшен к границе[2].

-4

В то же время, встречающиеся в литературе сведения о том, что бойцы подразделений 33-й дивизии пересекли границу и захватили немецкий городок Эйдткунен (ныне – Чернышевское) не находят документального подтверждения.

К вечеру первого дня войны 33-я дивизия заняла оборону по реке Шешупе. Затем отступала на северо-восток через Каунас, трижды попадала в окружение, два раза получала пополнение и снова вводилась в бой…

По результатам расследования причин провала старорусского контрудара генерал Железников был отстранен от командования 33-й стрелковой дивизией и назначен с понижением – командиром полка. Потом командовал 257-й стрелковой дивизией. В январе 1942 года получил тяжелое ранение. В 1944 году генерал-майор Железников стал первым начальником Горьковского суворовского училища.

Командир 41-й стрелковой дивизии генерал-майор Георгий Николаевич Микушев (1898-1041)

Г.Н. Микушев
Г.Н. Микушев

Его дивизия входила в состав 6-го стрелкового корпуса 6-й армии Юго-Западного фронта и дислоцировалась в районе Равы-Русской[3]. 22-го июня, после того как две пехотные дивизии Вермахта начали штурм Рава-Русского укрепрайона, дивизия Микушева с приданным ей 209-м артполком вышла к границе и нанесла мощный удар во фланг 262-й немецкой дивизии, а затем - в открывшийся фланг 24-й дивизии. В результате обе фашистских дивизии перешли к обороне.

В некоторых источниках утверждается, что части 41-й дивизии перешли границу и углубились во вражескую территорию до 3 километров, но это не подтверждается документально.

Алексей Исаев, отмечая, что действия дивизии Микушева обросли множеством легенд, начиная от проникновения на территорию противника, в то же время отмечал, что комдив ускорил процесс выдвижения дивизии к границе и успешно атаковал во фланг 262-ю пехотную дивизию врага, оттеснив ее к границе. А затем принял нестандартное решение – развернулся и ударил по второй дивизии, отбросив ее левое крыло назад.

«В итоге – писал Исаев - 41-я сд не только обеспечила удержание вверенного участка обороны, но и оказала влияние на обстановку в масштабах фронта и группы армий». Если бы не успешные действия Микушева, то последствия для всего Юго-Западного фронта могли стать катастрофическими.

Дивизия отступила непобежденной, лишь после того, как возникла угроза ее окружения.

В сентябре 1941 года, в бою под Козельцом (Черниговская область) генерал Микушев повёл бойцов в контратаку и был смертельно ранен.

Командир 51-й стрелковой дивизии генерал-майор Петр Гаврилович Цирульников (1900—1985)

П.Г. Цирульников
П.Г. Цирульников

Возглавляемое Цирульниковым соединение – это прославленная Перекопская дивизия, которой в годы гражданской войны командовали В.К. Блюхер и П.Е. Дыбенко.

По состоянию на 22 июня 1941 года соединение дислоцировалось в районе Дунайской дельты, в районе городов Измаил, Килия, Болград. Начало войны было для Цирульникова и его подчиненных успешным. Полки, вслед за разведывательно-диверсионными подразделениями НКВД, на кораблях Дунайской флотилии высадились на румынском берегу. Все укрепления противника на мысе Сатул-Ноу были зачищены. 26 июня над центральным собором румынского города Килия был водружен Красный флаг. Плацдарм протяженностью до 70 км. удерживался до 16 июля, после чего войска эвакуировали морем в Одессу.

В ходе последующих тяжелых оборонительных боев ряды дивизии существенно поредели.

В первых числах октября дивизия вела бои на правом фланге 9-й армии, отступая от Мелитополя в направлении Мариуполя. К 7 октября 1941 года дивизии этой армии оказались в окружении.

9 октября 1941 года генерал Цирульников был пленен. Меньше чем через месяц ему удалось бежать из лагеря для военнопленных, расположенного в Днепропетровской области. 11 ноября 1941 года он вышел в расположение частей Красной Армии. А еще через три месяца – 18 февраля 1942 года – его арестовали по обвинению в преступном руководстве войсками и потере управления дивизией.

Цирульникова продержали в заключении – без суда и следствия – более десяти лет. Военная коллегия приговорила его лишь 24 марта 1952 года по ст. 193-17 п. «б» УК РСФСР к 12 годам исправительно-трудовых лагерей, лишению воинского звания «генерал-майор» и правительственных наград. А еще через год – 28 июля 1953 г. – реабилитировала за отсутствием состава преступления.

-7

[1] Владимир-Волынский – древний город, в 30 километрах от границы с Польшей.

[2] История Прибалтийского военного округа 1940–1967. Рига, 1968, с. 92. Капитан Иван Давидович Глонти погиб в бою 23 июня. Указом от 31 августа 1941 года посмертно награждён орденом Боевого Красного Знамени.

[3] Рава-Русская – город в Львовском районе Львовской области, в нескольких километрах от границы с Польшей.