Прощальное собеседование — это тот самый, последний диалог, из которого компания может вынести много полезного. Поэтому проводить такие собеседования очень важно.
В идеале вести такую беседу должен менеджер по персоналу, а не руководитель. Это важно, потому что иногда расставания проходят очень трудно и эмоционально, «накипеть» могло много. Если вы подозреваете, что так и есть, попробуйте заменить беседу на анкетирование — человеку уже нечего терять, он свободен и ничего не боится, поэтому говорить будет открыто и честно, но, возможно, агрессивно.
Зачем компании нужны последние беседы?
Смысл такой беседы не в попытке отговорить увольняющегося, или поменять его решение. Главная цель — собрать фидбэк и сделать выводы
Выяснить настоящую причину ухода
В форме заявления на увольнение нет пункта для описания причин. Но зная ее, компания сможет предпринять действия, чтобы ситуация не повторилась. Например, исправить что-то в системе или обратить внимание на проблему.
Если дело было в личных конфликтах — во время прощальной беседы нужно их разрешить, сгладить впечатление о компании. В противном случае ушедший сотрудник может нанести компании репутационный ущерб негативными отзывами.
Причины текучки кадров бывают неочевидны руководству, например сложности в адаптации новичков или нездоровая атмосфера в рабочем коллективе. Во время рабочего процесса сотруднику сложно говорить о подобном. Прощальное интервью поможет обнаружить такие субъективные проблемы. Если увольнения по схожим причинам уже происходили — это сильный сигнал для руководства.
Собрать обратную связь об условиях и узнать, чем привлекают другие работодатели
Вы сможете получить представление о сильных и слабых сторонах компании. Стандартный опросник для сотрудников включает вопросы о важных аспектах работы в компании. Например:
- оценку условий работы,
- социальный пакет,
- атмосферу в коллективе,
- уровень нагрузки и компенсации.
Сбор этих данных поможет увидеть реальную картину происходящего и измениться к лучшему.
Если сотрудник получил оффер и переходит по нему, прощальная беседа — хороший предлог, чтобы выяснить, какие условия оказались для сотрудника более привлекательными. Возможно, стоит предложить сотруднику контроффер, сохранив ценный кадр в компании.
Ещё одна полезная функция последних бесед — узнать о нарушениях.
Сотрудники могут не доходить с жалобами до руководителя или HR-менеджера из-за сложившихся в коллективе взаимоотношений. А вот после увольнения человек сможет свободно высказаться, если наблюдал нарушения или противозаконные действия, будь то финансовые махинации или буллинг в коллективе.
Тут важно соблюдать принцип «доверяй, но проверяй» — любую полученную от уволившегося сотрудника информацию нужно проверить. Человек мог высказываться на эмоциях и потерять объективность.
Предотвратить беспочвенные увольнения и снизить текучку
К слову об эмоциях и решениях принятых под их воздействием: прощальное интервью поможет предотвратить беспочвенные увольнения. Иногда сотрудник пишет заявление на эмоциях, а потом сомневается, правильно ли он сделал. Если работодатель заинтересован в том, чтобы удержать человека — на последней беседе можно прийти к компромиссу. Разрешить конфликты и успокоить, убедить остаться.
Не допустить скандала
Сотрудник, уходящий со скандалом, нанесёт вред компании. Негативные отзывы, передача данных конкурентам — обиженный человек может пошатнуть репутацию компании. Безусловно, у компании также есть рычаги давления на сотрудника, рекомендательные письма и отзывы. Но это крайние меры, и лучше разрешать конфликты, чем бороться с последствиями.
Пополнить базу кандидатов
Сохранение связей с бывшими сотрудниками тоже важный аспект. Ситуация на рынке кадров такова, что хороших специалистов стоит беречь. Даже если увольняющийся занимал невысокую должность, это временно, возможно, в обозримом будущем вам снова предстоит встретиться на профессиональном поприще. Последняя беседа призвана помочь сохранить приятное впечатление о компании.
Как провести прощальное интервью
Прощальное интервью, как любой инструмент, связанный с человеческими взаимоотношениями, требует особого подхода. Вот несколько советов для проведения таких интервью:
- Не давайте волю эмоциям. Человек может говорить очень неприятные вещи. Ваша задача — выслушать и отнестись с пониманием.
- Анализируйте услышанное. Не вся информация, полученная на такой беседе, будет достоверна, но и игнорировать её не следует. Лучше проверить.
- Прощайтесь на светлой ноте. Ближе к концу разговора стоит поговорить о хорошем: похвалите за работу, дайте понять, что человек был важен, а двери компании всегда открыты для него.
- Обновите данные в базе кандидатов. Возможно, это не последняя ваша встреча, а во время прощальной беседы вы точно узнали много нового о человеке и его мотивации. Кстати, удобно хранить данные в общем пространстве можно в Talantix — попробуйте.