Сегодня жители бывшего Советского Союза, которым чуть за сорок хорошо помнят, такие анекдоты: «Два летчика стоят на Красной площади, и один пытается закурить. Другой его останавливает фразой: Вася, ты что, забыл? На летном поле не курят». Или вот такой: «В Москве на Красной площади открылся новый аэропорт Шереметьево 3».
Такие анекдоты возникли не на пустом месте. Ведь 28 мая 1987 года в самом сердце столицы СССР на легкомоторном спортивном самолете «Сессна» приземлился Матиас Руст. Это был не шпион и даже не военный летчик, а совсем молодой 19-ти летний паренек - пилот-любитель. Выйдя из кабины самолета, Матиас начал раздавать автографы и выкрикивать: «Мир, Дружба, Горби». Давайте же разберемся с каким «миром» прилетел в Москву этот гражданин ФРГ, и почему он настаивал на встрече с Горбачевым.
Итак, получив всего лишь несколько месяцев назад права-любителя на эксплуатацию легкомоторных самолетов, Руст начал интенсивно набирать летную практику. А перед тем самым историческим полетом и вовсе устроил себе интенсивную тренировку. Судите сами, тогда Руст вылетел из Гамбурга и добрался до Исландии, потом почти сразу отправился в Норвегию и, дозаправив самолет, он полетел в Хельсинки.
Там Матиас взял себе короткий отдых после столь продолжительного полета, который составил примерно 2 600 миль. Протестировав таким образом своих летные качества, и возможно получив в Финляндии какие-то инструкции по дальнейшему маршруту, Руст проложил курс на Стокгольм, а если быть точнее - то на Москву.
Почему я говорю о каких-то инструкциях? Ну согласитесь, уж слишком много странностей происходило во время его перелета из Хельсинки до Москвы. Сначала, когда он передал маршрут полета финским диспетчерам, то очередной посадкой там значился аэродром Стокгольма. Но после вылета, буквально через 20 минут «Сессна» изменила курс, и в этот же момент на ней были выключены все средства связи. Ну а вскоре самолет и вовсе исчез с радаров.
Как потом выяснилось, Руст изменил эшелон высоты, снизив полет машины до 200 метров. На этой же высоте он тогда и пересек финскую береговую линию Балтийского моря. Диспетчеры объявили тревогу, а поисково-спасательный отряд обнаружил недалеко от места, где пропал данный борт с радаров, масляное пятно в море.
Тогда все решили, что самолет потерпел крушение и начали вызывать водолазов. А в это время Матиас уже приближался к границам СССР. Вопрос, кто в тот момент дезориентировал диспетчеров и поисковую службу этим масляным пятном в море, до сих пор остается открытым.
Так как же случилось, что этот немецкий паренек смог обойти хваленый советский щит ПВО? Тут тоже надо сказать, вопросов больше чем ответов. На самом деле Руста засекли еще на подлете к границе и даже привели три зенитно-ракетных дивизиона в боевую готовность. Вот только приказ на поражение цели, ими так и не был получен. Что это: халатность командования, или это страх ответственности, или все же хорошо спланированная акция, теперь уже точно нельзя утверждать.
Но факт остается фактом - Руст спокойно пересек границу в районе эстонского Кохтла-Ярве, после чего взял курс на Москву. Вот как трактовался в докладной записке данный инцидент, зафиксированный на границе СССР: «Летящий объект прошел строго по трассе гражданских авиалиний, курсом Хельсинки - Москва, высота полета 80-100 метров. Это не дало возможности РЛС точно определить объект».
Цели даже присвоили номер 8255 и подняли два дежурных МИГа, но вскоре в районе поиска пошел дождь, и летчикам не удалось в слоисто-кучевых облаках обнаружить маленький спортивный самолет. В итоге цель 8255 записали, как плотную стаю птиц.
Но и это еще не все странности маршрута Матиаса. Так специалисты постфактум проверили его путь и вынесли вердикт, что «Сессна» на всем своем пути в аккурат пролетала между зонами ответственности дивизий ПВО. Конечно, это можно списать на некое везение летчика, у которого якобы был только магнитный компас и несколько ориентиров на земле: Чудское, Ильмень и Селигер озеро, а также железнодорожный путь Ржев — Москва.
Но вот на какие обстоятельства указывал в свое время генерал-полковник Леонид Ивашов: «За три недели до прилета Руста министр обороны маршал Соколов докладывал Горбачеву, как работает система ПВО. Когда маршал вернулся с доклада, то выяснилось, что совсекретные документы остались у Горбачева на столе. Наутро я понесся в Кремль: «Михаил Сергеевич, министр был у вас на докладе и забыл карту». — «Не помню, где она, сам ищи…» Горбачев карту не вернул…»». Так может пока Руст отдыхал в Хельсинки от перелета, его кто-то и снабдил этой сверхсекретной картой.
Конечно же, я не снимаю ответственности с военных, ведь на протяжении всего пути Матиаса с ним постоянно происходили очень странные вещи. Так например, пролетая в районе Пскова, он неожиданно для себя получил летный пропуск.
Здесь в это время как раз проходили учебные полеты, и неопытный лейтенант на командном пункте ПВО, который отвечал за присвоение кодового признака «свой — чужой», всем самолетам, находящимся в этот момент воздухе, в том числе и «Сессне», присвоил признак «свой». Это дало Матиасу покрыть беспрепятственно четверть пути. Возможно, это простое головотяпство, но нельзя исключать, что это был и чей-то приказ.
Или вот еще момент. В районе города Гдов пилот МИГа обнаружил визуально низколетящий самолет. Со своей высоты он доложил: «В разрыве облаков наблюдаю спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с темной полосой вдоль фюзеляжа». После чего ему было дана команда - только сопровождать данный борт, не атакуя.
Но как МИГ может сопровождать «Сессну», когда его скорость в 10 раз превышает скорость этого спортивного самолета? Сделав несколько пролетов над целью, лейтенант Пучнин, не получив четких распоряжений, был вынужден вернуться на аэродром, так как топливо МИГа уже было на исходе.
Хотя надо сказать, что команду «Огонь», мог дать на тот момент только Главнокомандующий ПВО маршал А. И. Колдунов, но ему то как раз об этом инциденте и не доложили. Остальные же не рискнули бы сбить неопознанный гражданский самолет. Ведь на тот момент СССР уже был участником «Чикагской конвенции», которая гласила, что можно только принудительно сажать, а не сбивать такие неопознанные летающие объекты.
Да и недавний случай еще не был забыт мировой общественностью, когда южнокорейский «Боинг» посчитали американским самолетом-разведчиком и сбили, а на самом деле это было гражданское судно.
Здесь же из доклада летчика МИГа следовало, что он опознал спортивный самолет ЯК, поэтому никто не решился его сбивать и брать на себя такую ответственность. Ну а посадить «Сессну» с ее тактико-техническими характеристиками при помощи того же МИГа не представлялось возможным, а другого способа военные не нашли. А когда Руст вышел из зоны Ленинградского военного округа и уже влетел на территорию Московского военного округа, то об этом странном, как руководство ЛВО для себя решило ЯКе-12, они и думать забыли.
Московские ПВОшники, конечно засекли самолет Руста, но почему-то также решили, что это советский легкомоторный самолет, который вылетел без заявки и с испорченной радиоаппаратурой. Надо сказать, что тогда во многих, даже небольших городах, были аэроклубы ДОСААФ, и такие полеты наблюдались достаточно часто.
Москвичи же не знали, что их ленинградские коллеги проворонили нарушителя границы, вот и вели его почти до самой столицы без особого интереса. И только когда Матиас уже реально подлетал к Москве, они забили тревогу. При безветренной и малооблачной погоде ПВОшники наконец-то разглядели, что в небе нарушитель с германским флагом и с трафаретом огромной атомной бомбы на хвостовом оперении. Но было уже поздно. Согласитесь, сбивать самолет над таким мегаполисом как Москва дело очень опасное.
В 18:30 самолет Руста пересек границы МКАД. Конечно, несколько МИГов тут же были подняты в воздух, но толку от этого не было. «Сессна» же прямым курсом двигалась к башням Кремля. Руст сделал три неудачных попытки совершить посадку на Красной площади. В итоге пилот все же посадил самолет на Москворецкий мост и уже потом накатом доехал до собора Василия Блаженного, остановив машину на брусчатке Красной площади.
Вот как сам Руст говорит об этом: «Я хотел сесть в Кремле или на Красной площади, так как других мест в Москве не знал. Но в Кремле для посадки не было условий, а на Красной площади было много людей».
Приземлившись в 19:10, он еще целый час стоял у самолета, общаясь с народом, и только потом был арестован. Как такое могло произойти на главной площади страны, где, как считалось раньше, среди туристов через одного был переодетый сотрудник КГБ? Да и за многочисленные нарушения законов СССР, Русту грозил срок не менее 10 лет, но советский гуманный суд тогда дал ему лишь 4 года.
Ну а после 14-ти месяцев проведенных в изоляторе Лефортово, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии Матиаса Руста, и его отправили на родину в ФРГ. Так что можно сказать, этот парень прилетевший к нам с «миром» отделался легким испугом. Вот только непонятно зачем этот «миротворец» принес с собой в Москву атомную бомбу на хвосте, пусть даже и нарисованную.
И если для Руста все закончилось достаточно благополучно, то для многих советских военных этот перелет стал катастрофой. Несогласные с политикой Горбачева, Министр обороны СССР Сергей Соколов и Главнокомандующий Войсками Противовоздушной обороны Александр Колдунов практически сразу же были сняты со своих постов.
34 генерала и старших офицера были привлечены к ответственности, а свыше 300 офицеров тогда потеряли свои должности. Подполковник же Иван Карпец - дежурный по Таллинской дивизии Войск ПВО и майор Вячеслав Черных - дежурный по радиотехнической бригаде, после полета Руста получили реальные тюремные сроки 4 и 5 лет лишения свободы.
Так что этот маленький самолетик нанес сокрушительный удар по Вооруженным Силам СССР. Может для этого и была предназначена та самая бутафорская бомба? Вот как об этом говорил генерал-лейтенант и директор Агентства национальной безопасности США того времени Вильямом Одомом: «После пролета Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году».
После этой чистки страна полетела в пропасть, а вскоре уже перестал существовать и сам Советский Союз. Сегодня многие конспирологи связывают те события с диверсионной разработкой иностранных спецслужб и предательством в высших эшелонах власти. Ну а может это все-таки случайная череда событий, которая привела таким необычным способом немецкого авиатуриста на Красную площадь? А как считаете вы? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Друзья, если Вам понравилась публикация, предлагаю посмотреть еще одну интересную историю. Здесь я рассказываю о пассажирском лайнере Ту-124 с 45-поссажирами на борту, у которого отказали оба двигателя, пролетая над центром Ленинграда. Тогда пилот принимает решение садиться на Неву. Очевидцам этой посадки запрещали снимать происходящие события.
Если Вам понравилась публикация ставьте палец вверх 👍, а также ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал «Robinson TV» в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCNa0QYFl64XY3CnV7V41KHA