Найти тему
Конфедерация Фэнтези

Понятная и чёткая классификация фэнтези. Суть жанра

Салют!

Существует всем известная классификация фэнтези про которую, наверняка, знает почти каждый из нас. По поджанрам: тёмное, героическое, эпическое, городское и так далее. В этой статье я расскажу про альтернативный вариант, принципиально другой, но зато интуитивно понятный и простой.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Он опирается не на готовые здания – поджанры, а предлагает опуститься на уровень ниже, посмотреть непосредственно на кирпичики, из которых эти здания строят – то есть на определенные свойства, признаки, чья совокупность и определяет, по сути, тот или иной тип фэнтези.

Если в них разобраться, то мгновенно станет понятно почему вам нравятся одни, но не нравятся другие произведения, пусть даже все они и входят, например, в тёмное фэнтези. Какие книги следует читать, а какие – обходить стороной.

Итак, начнем. Ничего лишнего, самый минимум материала. Всего лишь 4 оси.

Первая ось.

Количество магии, нелюдских рас, волшебных существ, сверхъестественных элементов и т.д. Два полюса – низкое и высокое фэнтези.

-2

Тут всё довольно просто. Чем больше перечисленного, чем более книга волшебная, тем более высоким, согласно данной классификации, фэнтези можно назвать. Чем меньше – тем книга ближе к другому полюсу, низкому. Как и везде в нашей жизни, книги совсем не обязательно занимают какие-то крайние значения. Просто роман ближе или к одному, или к другому полюсу.

Низкое – то есть то, где низкий элемент волшебства.

Пример высокого фэнтези: «Ведьмак» Анджея Сапковского. Тут на каждом шагу и драконы и кикиморы и прочие волшебные существа, континент заселен, помимо людей, эльфами и гномами, а могучие волшебники не только существуют, но и обладают немалым влиянием в обществе.

Пример низкого фэнтези: «Лучше подавать холодным» Джо Аберкромби. Есть всего лишь один некий сверхъестественный «едок», но фигурирует он крайне редко и, если его убрать, ничего в романе не изменится.

Ремарка: вышеназванные термины встречаются и в официальной, так сказать, классификации фэнтези. Есть одноименные поджанры – высокое и низкое фэнтези. Но в данном случае речь не о них, не стоит путать. Ведь как отдельные поджанры высокое и низкое фэнтези включают в себя целый ряд разных параметров, например низкое, помимо малого содержания магии, подразумевает и серую мораль. Тут нет. Названия обозначают единственный параметр, названный выше. Не больше.

Вторая ось. Масштаб происходящих событий.

Два полюса: локальный (небольшой масштаб) и эпический (масштаб огромный). Опять же, смотрим к какому полюсу ближе наш роман.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Пример локального фэнтези: любой рассказ про Конана-варвара, где он проникает в гробницу/пещеру/башню колдуна и так далее.

Пример эпического фэнтези: «Малазанская книга павших» Стивена Эриксона. Судьбы мира и всё такое.

Третья ось. Восприятие действительности.

Два полюса: реалистичное восприятие и романтичное (возвышенное).

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Пример романтичного восприятия действительности: Властелин колец Дж. Р. Р. Толкина. Всё очень возвышенно и благородно, представители светлой стороны готовы драться, не щадя живота, за светлые идеалы.

Пример реалистичного восприятия действительности: Сказания Меекханского пограничья Р. Вегнера

Четвертая ось. Мораль.

Тут целых три основных точки: черно-белая, серая, чёрная.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Черно-белая мораль. Хорошие герои против плохих, всё однозначно. Пример: Сказания Меекханского пограничья Р. Вегнера. Несмотря на то, что описание персонажей, как было отмечено в третьей оси, реалистичное, мы всегда очень четко понимаем кто наш и хороший парень, а кто нет. Всегда знаем, за кого следует болеть в очередной битве.

Серая мораль. Все персонажи неоднозначны. Сложно выделить однозначно хороших и однозначно плохих. Пример: «Герои» Джо Аберкромби

Черная мораль. Всё основные действующие лица в книге – порядочные мудаки. Мы не хотим и не можем никому сопереживать. Пример: «Печальная история братьев Гроссбарт», Джесс Булингтон

В итоге, мы можем каждую книгу оценить по всем четырём осям. У нас получится нечто вроде:

Скотт Бэккер, «Князь Пустоты»:

1. Высокое

2. Эпическое

3. Реалистичное

4. Чёрная

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Делаем выводы, какие полюсы каких параметров нам больше нравятся и вперед, подбирать книгу под себя!