Найти тему
Иркмотор

Швед в сибирской деревне кладет печи для местных жителей. Иногда – почти бесплатно

Оглавление

Он родился в Стокгольме. И никто в его семье никогда не интересовался Россией и русской культурой. Переворот в сознании Микаэля Кротина случился после первой поездки в нашу страну и знакомства с книгами Достоевского – да, такое бывает... А затем, уже в возрасте, он встретил иркутянку Анну...

Путь в Россию

Еще в молодости в Готланде Микаэль обучился печному ремеслу и этим стал зарабатывать на хлеб. Вскоре он женился и тот период жизни назвал счастливым: последующие годы были наполнены трудом и воспитанием детей. Их у Микаэля родилось семеро… Но через двадцать лет супруги расстались.

Все те годы Микаэль помнил ту поездку в Россию – еще молодым, с родителями. Тогда в Троице-Сергиевой лавре на юношу снизошло откровение. В Стокгольм он вернулся уже глубоко верующим, православным человеком. С этого события и книг Достоевского начался путь Михаэля в Россию, который продолжается до сих пор.

Швед Микаэль и Анна встретились в Иркутске
Швед Микаэль и Анна встретились в Иркутске

…Их жизненные пути пересеклись в Иркутске: швед Микаэль и Анна Прядченко, изрядно смущаясь, искали свои половинки через брачное агентство. Ему было уже 45, а ей 35. Встреча состоялась. Микаэль сделал Анне предложение уже через неделю после знакомства. Супруги повенчались. На двоих у них к тому времени было одиннадцать детей: семеро у него и четверо у нее.

На момент венчания  на двоих у Анны и Микаэля было одиннадцать детей: семеро у него и четверо у нее. Еще трое совместных родились позже
На момент венчания на двоих у Анны и Микаэля было одиннадцать детей: семеро у него и четверо у нее. Еще трое совместных родились позже

Дом жив, пока жива печь

Печи Микаэль кладет более 30 лет. Сколько печей построил мастер за эти годы в Швеции и России, он сказать затрудняется, но их несколько сотен.

Работает Микаэль по классическим шведским технологиям печного дела и сам проектирует печи
Работает Микаэль по классическим шведским технологиям печного дела и сам проектирует печи

- Дом жив, пока жива печь, – говорит мастер. – Для меня печь – как ребенок. У каждой свой характер, я помню каждую из них. Настоящую печь не заменишь солнечными батареями и теплыми полами. Ее преимущество в том, что она дает медленное тепло. Печь – это сердце дома, его душа. Она дает тепло и уют.

-5

- Один человек в Швеции хотел тибетскую печь. Я разработал проект и построил печь - буддийскую ступу. Если понимать, как дым уходит через печь в трубу, то остальное – вопрос дизайна, это несложно. Индивидуальный проект требует много времени и обдумывания.

Однажды ему доверили реконструировать печь в замке XVIII века, и он блестяще справился с этой задачей.

Нельзя работать бесплатно, но он работает

После венчания Микаэль и Анна поселились в Тверской области. Однако чтобы утрясти дела перед новым жизненным этапом, пришлось вернуться в Швецию. Анна с детьми отправилась за Микаэлем. И уже там у них родились еще и трое их совместных детей.

Однако супруги намеревались вернуться в Россию, на этот раз ближе к родственникам Анны, в Иркутск. И вот уже несколько лет Микаэль Мартинович Кротин и его жена Анна живут в поселке Хомутово Иркутской области.

-7

Микаэль вспоминает, какой урок на всю жизнь преподал ему его учитель, когда он воссоздавал печь по старинным чертежам. Мастер внимательно следил за работой ученика, а когда печь была готова, указал на ошибку – была неверно положена полка. Что же делать? – спросил молодой печник. Вердикт учителя был неумолимым: разбирай и переделывай. С тех пор Микаэль тщательно выверяет правильность кладки на каждом этапе.

- Он Робин Гуд, – смеется Анна. – Иной раз кладет печь за символическую плату для какой-нибудь бабушки, чтобы она грелась на печке зимними вечерами. Сам знает, что так нельзя работать, но ничего не может с собой поделать. Хорошо, что это случается нечасто.

Мы уйдем, а печи останутся

Любой, кто разберется в принципах работы печи, сможет ее построить, считает Микаэль. Но нет никакой гарантии, что не будет ошибок.

-8

- Я этому учусь больше тридцати лет, но каждый раз начинаю работать с предельным вниманием. И я счастлив, что у меня такая нужная профессия. Это очень важно, когда человек любит свою работу. В Иркутске тоже есть хорошие печники. Но есть и непрофессионалы, которые выдают себя за мастеров. И это обидно.

Бывает, печник начинает работать, получает половину денег и пускается в запой. Тогда заказчики звонят мне: вы можете закончить печь? Мне жалко, что эти безответственные люди не чувствуют, как важно делать все на совесть и гордиться своим делом. Ведь мы все когда-нибудь уйдем, а печи останутся…

Фото предоставлены героями этой истории

Друзья, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, КОММЕНТИРУЙТЕ и ставьте ЛАЙКИ. Это поможет продвижению нашего канала. А дальше – будут новые истории про хороших людей :)