О награждениях военнослужащих армейских гуртов скота
В составе Красной Армии в числе разнообразных тыловых подразделений имелись довольно необычные формирования – гурты скота. Гурты скота входили в состав дивизий и армий, занимаясь снабжением войск мясом, которого многомиллионная армия требовала в большом количестве. Так, согласно нормам суточного довольствия красноармейцев и начальствующего состава боевых частей действующей армии, ежедневно солдаты и командиры боевых частей должны были получать 150 граммов мяса в день [1], тыловых частей – 120 граммов [2].
В открытых источниках имеются лишь обрывочные сведения о структуре и численности гуртов скота. Так, есть упоминание о существовании штата № 024/503, согласно которому численность гуртов определялась в 50 человек, набранных из негодных к строевой службе [3]. По другим данным, численность личного состава в дивизионном гурте составляла 9 человек [4].
Несмотря на скудные сведения об истории армейских и дивизионных гуртов скота, имеются многочисленные документы о представлении военнослужащих этих подразделений к правительственным наградам. Приведем несколько примеров таких награждений.
Капитан ветеринарной службы Валентин Петрович Кирьяков участвовал в Великой Отечественной войне с ее третьего дня – 24 июня 1941 года. К 1945 году он занимал должность старшего ветврача 144-го гурта скота 33-й армии. На этом месте офицер «своим ответственным и честным отношением к ветсанитарному обслуживанию поголовья достиг исключительно хороших показателей при условии частых перемещений хозяйств». Валентин Петрович обеспечивал профилактику эпизоотий, в результате чего за три года в гурте не было «отхода поголовья».
В наградном листе подчеркивалось, что «под его руководством хозяйство добилось повышения удоя молока с 7-ми до 14,7 литра на каждую фуражную корову. Благодаря чему хозяйство получило сверх плана 215000 литров молока, сметаны 12150 литров». Командование отмечало и прирост молодняка, доведенный до 900 граммов в день вместо имевшегося ранее роста в 400 граммов.
22 мая 1945 года ветеринар был представлен к награждению орденом Красной Звезды. Вышестоящее командование снизило статус запрашиваемой награды, и 5 июня 1945 года приказом военного совета 33-й армии Капитан ветеринарной службы Валентин Петрович Кирьяков был награжден медалью «За боевые заслуги». Кроме того, офицер был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу В.П. Кирьяков завершил 28 февраля 1946 года.
Еще одним ветеринарным врачом, отмеченным правительственной наградой, был Нестер Филиппович Шматок. В ряды Красной Армии он был призван в 1941 году и к концу войны имел звание капитана ветеринарной службы, занимая должность старшего ветврача гуртов. Военную службу офицер начинал в ветеринарном лазарете, а затем в подсобном хозяйстве, где «проделал большую работу по оздоровлению скота».
С февраля 1945 года Нестер Филиппович был переведен на службу в гурт скота, где осуществлял руководство ветеринарным составом. В новой должности офицер «Добился полной ликвидации ящура среди рогатого скота, а также обеспечил в ветотношении подготовку скота к отправке в СССР. Тов. Шматок мобилизовал личный состав гуртов на налаживание ухода и должного содержания скота».
7 июня 1945 года приказом Военного совета 61-й армии капитан ветеринарной службы Н.Ф. Шматок был награжден орденом Красной Звезды. Также офицер был отмечен медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу ветеринар завершил 25 декабря 1945 года.
Среди начальников гуртов скота встречались люди с богатой боевой биографией. Майор Виктор Михайлович Ходаков службу в Красной Армии начал в 1918 году. Рядовым бойцом он принимал участие в боях на Царицынском фронте. В 1937 году Виктор Михайлович был уволен из рядов РККА, но уже в следующем году восстановлен на службе. В 1939-1940 годах В. М. Ходаков принимал участие в Советско-финской войне в должности командира отдельного лыжного батальона. 3 марта 1940 года командир осколками снаряда получил ранение обеих ног.
В дальнейшем майор Ходаков принял под командование стрелковый батальон в 395-й стрелковой дивизии. На фронте командир воевал с первого месяца боевых действий. В июле 1941 года Виктор Михайлович получил легкое ранение руки, а в октябре 1942 года – ранение в живот и глаз.
После лечения офицер был переведен на тыловые должности: сначала в трофейные части, а затем начальником гурта скота № 239. В наградном листе говорилось: «со своими задачами вполне справляется, несмотря на тяжелые условия содержания большого гурта скота в зимних условиях, весь скот был сохранен без потери».
29 августа 1945 года приказом Военного совета 43-й армии майор Ходаков был награжден орденом Отечественной войны II степени. За выслугу лет офицер был награжден орденом Красной Звезды (1944) и орденом Ленина (1945). Военную службу Виктор Михайлович Ходаков закончил 13 мая 1947 года.
Среди рядового состава, служившего в гуртах, также встречались фронтовики. Красноармеец Бейсенбай Бекбаев воевал на фронте с 1942 года, получив три ранения. В дальнейшем солдат был переведен в армейский гурт скота № 254 на должность «бойца по переработке скотосырья» и кузнеца. Помимо своих непосредственных обязанностей, Б. Бекбаев отлично нес караульную службу. В наградном листе отмечалось: «За все время пребывания его в части не было ни единой задержки в отпуске мясных продуктов воинским частям и госпиталям по нарядам». Красноармеец Бекбаев был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги», однако решением начальника тыла 8-й гвардейской армии награда была заменена на более высокую. В итоге, военным советом армии красноармеец Бекбаев 12 июня 1945 года был награжден медалью «За отвагу».
Но медаль «За боевые заслуги» боец все-таки получил. Спустя чуть более месяца – 14 июля 1945 года Бейсенбай Бекбаев был награжден этой медалью за участие в боях на берлинском направлении, когда несмотря на ранение он не покинул поле боя и продолжил уничтожать противника.
Таким образом, армейские и дивизионные гурты скота сыграли важную роль в снабжении действующей армии продовольствием. Солдаты и офицеры, служившие в этих подразделениях, нередко отмечались орденами и медалями. В целом же история армейских и дивизионных гуртов скота остается неизвестной и еще ждет своих исследователей.
Никита Москалев
Источники:
- ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 3296.
- ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. ДД. 4826; 5787; 6202.
- ЦАМО. Ф. 33. Оп. 687572. Д. 1310.
- ЦАМО. Шкаф 86. Ящик 15.