Найти тему
History Блог

Невероятное спасение американского лётчика над городом Бремен

Доброго времени суток, дорогие читатели, сегодня мы поговорим о событии, которое носит название Инцидент с Чарльзом Брауном и Францем Штиглером. Данная история доказывает, что не важно по какую сторону баррикад солдаты, главное всегда оставаться человеком чести.

 B-17 Flying Fortress, пилотируемый Брауном и Messerschmitt Bf.109 Штиглера
B-17 Flying Fortress, пилотируемый Брауном и Messerschmitt Bf.109 Штиглера

20 декабря 1943 года бомбардировщики ВВС США вылетели с британского аэродрома на немецкий Бремен, целью бомбардировки были различные военные предприятия, производившие оружие и технику.

Бомбардировщик шёл в составе "Боевой коробки". ПВО Бремена было достаточно серьёзным, она насчитывала около 250 зенитных орудий. Наш B-17 получил попадание от зенитной батареи немцев, это привело к поломке одного из двигателей, из-за этого самолёт потерял скорость и отстал от группы. Самолёт, потерявший скорость, представлял из себя идеальную мишень для ПВО противника, B-17 получил огромное количество рваных пробоин фюзеляжа, потерял ещё один двигатель и частично лишился хвостовой части.

Спустя некоторое время были подняты в воздух немецкие истребители, они вступили в бой с летающей крепостью, в результате 10-ти минутного боя самолёту ВВС США был нанесён ещё больший урон, весь экипаж самолёта был ранен, в том числе и сам Браун, один был убит. Было принято решение двигаться в сторону Британии через немецкую территорию, хотя самолёт был абсолютно небоеспособен.

Позиции стрелков в B-17
Позиции стрелков в B-17

Уже отдалившись от Бремена американский бомбардировщик заметили и был поднят истребитель Messerschmitt Bf 109 Франца Штиглера.

Немецкому лётчику не хватало ровно одного сбитого самолёта до железного креста, это был его шанс. Лёгкая цель, которая не может сопротивляться или увернуться, что может быть проще?

Приближаясь в B-17 Франц ожидал отчаянного сопротивления, но крепость не сделала ни одного выстрела, некому было отвечать. Сквозь дыры в фюзеляжи немец увидел убитого стрелка, видел раненых. Учитель и бывший командир Штиглера Гусав Рёдель говорил: "Если я когда-нибудь увижу или услышу о том, что ты стреляешь в человека на парашюте, я сам тебя застрелю". Для Франца эти люди были на парашюте, беспомощные перед его истребителем.

Цитата Штиглера: "Для меня это равносильно, если они были бы на парашюте. Я видел их, и я не мог их расстрелять"

Messerschmitt Bf.109
Messerschmitt Bf.109

Франц Штиглер не стал атаковать самолёт, он попытался показать экипажу B-17, что им нужно сесть на немецком аэродроме и сдаться, однако экипаж не понял действий немецкого лётчика, тогда Штиглер попытался направить крепость в сторону нейтральной Швеции, но крепость продолжала двигаться в сторону Британии. Однако ей предстояло пролететь над огромным количеством зенитных подразделений немцев, у них просто не было шансов, поэтому Штиглер стал их сопровождать, занял позицию около левого крыла. Таким образом самолёты пролетели до открытого моря и когда они преодолели опасную зону, истребитель качнул крыльями и улетел обратно на базу.

-4

Летающая крепость пролетела ещё 400 километров и села на авиабазе Ситинг. Командование запретило экипажу рассказывать о благородном поступке противника, так как нельзя было вызывать положительных чувств к фашистам. Франц о своём геройском поступке рассказывать не стал, так как было понятно, что по головке его за такое не погладят. Уже в мая 1945 года Штиглер перелетел к американцам, чтобы сдаться.

Чарльз Браун и Франц Штиглер
Чарльз Браун и Франц Штиглер

История двух лётчиков продолжилась уже после войны, десятки лет спустя. Штиглер стал бизнесменом в Канаде, а Браун стал чиновником по иностранным вопросам. Однажды Браун вспомнил во время разговора о своём спасении и задался целью найти того самого немца. Четыре года поиска дали свои плоды и из Канады пришло заветное письмо "Я был тем самым." Бывшие лётчики встретились в 1990-х, после чего они стали лучшими друзьями и дружили целых 20 лет, до самой смерти. Оба ушли из жизни в 2008 году с разницей в паре месяцев. Данная история нам известна благодаря книге "Высший призыв: невероятная истинная история битвы и рыцарства в раздираемом войной небе Второй мировой войны"

Спасибо за внимание!

Не забудьте поставить лайк статье и написать комментарий, это очень помогает продвижению канала и мотивирует меня больше писать. Спасибо!