Найти тему
Компания ВДГБ

Расходы на рекламу: тонкости налогового учета и изменений законодательства о рекламе с 1 июля

Оглавление

Время от времени финансисты в разъяснениях напоминают о нюансах учета затрат на рекламу в налоговых расходах. Этому вопросу посвящено недавнее письмо Минфина России от 09.04.2021 № 03-03-06/1/26537.

Какие расходы относятся к рекламным

К расходам организации на рекламу относятся расходы, поименованные в пункте 4 статьи 264 НК РФ. В налоговом учете расходы на рекламу учитываются в составе прочих расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу:

  • производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров, работ, услуг;
  • деятельности налогоплательщика;
  • товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

Здесь же предусмотрено, что к расходам компании на рекламу относятся также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором–четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ, имевшие место в течение отчетного или налогового периода. Для целей налогообложения они признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Таким образом, расходы налогоплательщика, возникающие в связи с осуществлением мероприятий, соответствующих положениям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», учитываются для целей налога на прибыль организаций в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 264 НК РФ (письмо Минфина России от 23.12.2020 № 03-03-06/1/113077).

Напомним о нормах абзацев второго–четвертого пункта 4 статьи 264 НК РФ, в соответствии с которыми рекламными являются расходы:

  • на рекламные мероприятия через СМИ и Интернет;
  • на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

При этом не нужно нормировать расходы на видеорекламу и рекламу внутри магазина (постановление АС Уральского округа от 18.09.2019 по делу № А76-1202/2019).

А к нормируемым затратам на рекламу можно отнести, например, не только затраты на призы, но и на проведение конференций и семинаров (письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03-03-06/1/32239).

Учесть расходы на рекламу могут и налогоплательщики, применяющие УСН (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (письмо Минфина России от 26.10.2020 № 03-11-06/2/92939).

Прочие расходы

Важно учитывать, что расходы на текущее изучение или исследование конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, важно не перепутать затраты на рекламу с представительскими расходами (постановление АС Уральского округа от 18.03.2020 № Ф09-1053/20).

Изменения в законодательстве о рекламе

С 01.07.2021 заключение возмездных и (или) безвозмездных договоров на распространение социальной рекламы в сети Интернет осуществляется не только в порядке, установленном ГК РФ, но и с учетом особенностей, определенных непосредственно статьей 10 закона № 38-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 124-ФЗ).

Одна из особенностей касается обязанностей рекламораспространителей (находящихся на территории РФ), посещение ресурсов которых в Интернете в течение суток составляет более 100 000 пользователей.

Такие рекламораспространители обязаны:

  • направлять оператору социальной рекламы сведения об объемах, способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах. Эти сведения нужны для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы;
  • распространять на принадлежащих им информационных ресурсах без взимания платы в пределах установленного объема социальную рекламу, предоставляемую оператором соцрекламы.

НКО, осуществляющую функции оператора соцрекламы, определяет Правительство РФ по представлению Минцифры России. Это обусловлено необходимостью обеспечения равных условий распространения социальной рекламы в Интернете.

Оператор соцрекламы:

  • анализирует размещенную информацию в целях выявления рекламораспространителей, обязанных предоставлять ему указанные ранее сведения;
  • уведомляет таких рекламораспространителей о необходимости представления сведений;
  • собирает и учитывает сведения об объемах, способах, формах и средствах распространения рекламы рекламораспространителями;
  • распространяет соцрекламу в Интернете и ведет ее учет в порядке, который должно определить Минцифры России;
  • размещает на своем сайте в Интернете ежегодный отчет о своей деятельности;
  • взаимодействует с рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, в том числе в целях заключения договоров на распространение социальной рекламы.

ФАС России подчеркнул (письмо от 19.05.2021 № АК/39957/21), что с 01.07.2021 устанавливается ответственность рекламораспространителя (ч. 7 ст. 38 закона № 38-ФЗ) за нарушение требований, установленных частями 3.13, 3.14, 3.19 статьи 10 закона № 38-ФЗ.