Найти тему

110 ГЦ Гипогея

Как известно, на нашей планете довольно много катакомб, пещерных подземных городов и храмов. Сегодня хотелось бы вспомнить не самый известный подземный храм, но хранящий, тем не менее, массу жгучих загадок и тайн. Речь пойдет о Хал-Сафлиени или Гипогее, т.е. подземном храме, расположенном в городе Паоле на острове Мальта.
По мнению ученых, Хал-Сафлиени был вырублен в толще известняковой скалы около шести, а то и семи тысяч лет назад. Т.е. этот подземный храм на целую тысячу лет старше египетских пирамид в Гизе! А ведь их многие историки до сих пор считают самыми древними памятниками архитектуры в мире.

Гипогей хал-Сафлиени Мальта
Гипогей хал-Сафлиени Мальта

Но вот вопрос: какая цивилизация построила многоуровневый разветвленный мальтийский лабиринт, вырубленный на глубине одиннадцати метров? Какие функции выполняло это подземное сооружение? Наконец, куда делись чудесные строители, все следы которых теряются во времени?
Точного ответа на эти вопросы наука пока дать не может. Тем не менее, открытие Хал-Сафлиени - открытие мирового значения. И в 1980 г. гипогей Хал-Сафлиени включен ЮНЕСКО в список самых значимых памятников культурного наследия человечества. А некоторые историки настаивают на признании мальтийского гипогея восьмым Чудом Света. Мария Гимбутас, американский археолог и культуролог литовского происхождения, предположила, что Хал-Сафлиени был святилищем богини женского плодородия, Матери-Земли или Великой Матери. Такой вывод она сделала на основе того, что некоторые помещения гипогея имеют форму материнского чрева.
Кроме того, при раскопках была обнаружено две небольших глиняных фигурки тучных женщин с непомерно широкими бедрами, лежащих на боку (именно в такой позиции находится и большинство из семи тысяч человеческих останков, обнаруженных в погребальных камерах гипогея).

Фигурка "Спящая праматерь"
Фигурка "Спящая праматерь"

Эти статуэтки получили название "Спящая праматерь". Некоторые считают, что поза женщины напоминает позу эмбриона, но она, скорее, напоминает позу просто отдыхающей женщины.
Помимо фигурок были найдено множество украшений, ваз, статуэток и разнообразных культовых предметов.
Считается также, что гипогей служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери.
Большинство исследователей в настоящее время считают Хал-Сафлиени подземным храмом, посвященным культу рождения и смерти. В нем тридцать четыре помещения, расположенных на трех уровнях на площади около 500 кв.м. Они соединены переходами-тоннелями и лестницами. Это довольно запутанный лабиринт, в котором легко заблудиться неподготовленному человеку.
На верхнем уровне лабиринта находится большой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некоторые заканчиваются тупиками. Здесь и были найдены фигурки спящих женщин. Ныне они находятся в музее археологии в Валлетте.
На втором уровне гипогея находится так называемая "Палата оракула". Это, пожалуй, самый интересный объект подземного храма. В этой комнате на высоте лица человека среднего роста есть небольшая овальная ниша. Если в нее сказать что-нибудь низким голосом, звук, многократно усиленный, разнесется по всем подземным помещениям.
Но если вы произнесете что-либо голосом высоким, вас не услышат даже те, кто стоит неподалеку.
Получается, что ниша реагировала только на мужские голоса? Женщин заведомо исключили из списка тех, кому позволялось что-то в нишу говорить? Вот такой странный акустический феномен! И он не мог не привлечь внимания экспертов.

Палата Оракула
Палата Оракула

Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в "Палате оракула" резонирует на частоте 110 герц. По мнению ученых, резонансный звук на подобной частоте как бы включает ту область головного мозга, которая отвечает за настроение, сопереживание и социальное поведение. Кроме того, человек, находящийся в гипогее, чувствует эту звуковую вибрацию всеми тканями и костями своего тела.
Это ведет к определенному изменению сознания и, вероятно, усиливает мистические ощущения во время религиозных ритуалов. Многие сравнивают пребывание в Гипогее со стоянием под гигантским колоколом. В храме человеческие плоть и кости резонируют подобно уху. Звуки, исходящие из неизвестных источников, буквально пронзают подземный храм и людей в нем. До сих пор является тайной, что заставляет Гипогей звучать подобным образом.

Наука
7 млн интересуются